25 апреля 2016

«Пусть захотят низы»

Управляющий семью домами считает, что инициатива должна исходить от жильцов

Двадцать лет назад «кубаноид», как он себя называет, Юрий Ждан приехал из Новороссийска поступать на истфак Нижегородского университета. Сейчас он один из самых молодых управляющих в нижегородском ЖКХ. С первым домом стал работать пять лет назад, а сейчас управляет уже семью – на проспекте Союзном и на Московском шоссе.

9-Персона2 копия

Прошёл – увидел – позвонил

У Юрия три принципа обслуживания жилфонда – быстрое, дистанционное, вежливое:
– Если житель заметил неполадку, пусть сообщит нам любым способом, сейчас их масса.

Наши сотрудники не Аркадий Паровозов, как раз сегодня на вашем лифте могли не проезжать; пока они обнаружат непорядок, уйдёт время. Прошёл – увидел – позвонил.

Ждан за такую, «заявительную» систему:

– Инициатива должна созреть на низшем уровне демократии. Например, голосование за спецсчёт на капремонт не вызвало у наших собственников энтузиазма. А набрать нужно было 67% голосов. Не готовы люди – значит, им сейчас не надо, это понимание должно созреть. А после года платежей по 6,30 «неизвестно кому» – другое дело.

Поэтому так: что-то нужно – говорите:

– Жительницы захотели посадить цветы в палисаднике, обратились ко мне. Что им надо? Земли, семян? Пожалуйста, я только «за». Убедился, что правильнее поддерживать уже готовые инициативы, но быть к ним готовым. Когда спрашивают про «А», ты должен знать, какие «ЕКЛМН» за этим последуют.

Юрий считает, что городской тариф на содержание и ремонт жилья – 29 рублей с копейками – неплохая сумма, чтобы содержать жильё. В домах, которыми управляет он, тариф чуть больше 20 рублей. Таково желание собственников, которые хотят платить по минимуму.

– У меня есть задумка: организовать некий рейтинг домов нашего города. Чтобы независимые эксперты оценивали их и присваивали, условно, «звёзды» – на манер передачи «Ревизорро». С таким рейтингом люди смогут осознанно выбирать комфортное именно для них жильё, знать, почему в двух одинаковых домах разный тариф, за какие
бонусы они платят, а не покупать кота в мешке.

Например, риэлторы считают, что если в доме есть видеонаблюдение, цена жилья возрастает на 5%. Ждан предложил собственникам установить камеры – почему бы не сделать своё имущество более дорогим? И предложение встретило поддержку на «нижнем уровне демократии». Сейчас решают технические вопросы.

Недавно Юрий в очередной раз убедился: большие проблемы нередко вскрываются благодаря минимальной инициативе жителей. Так, в одном подъезде люди были недовольны торчащими проводами и огромным ящиком над головой на первом этаже. Писали интернет-провайдеру, ездили в его контору. В итоге на место приехал аж технический директор. С трудом получили от него проект, изучили, и…

– Оказалось, что это подделка! Никто проект не согласовывал, ящик установлен как бог на душу положил. Сейчас будем думать, что делать дальше.

Всё начинается с разбитого окна

Ждан считает, самая работающая стратегия общения с людьми – компромиссная.
– Есть конструктивная активность, а есть такая… знаете, как в анекдоте: ищут не там, где потеряли, а там, куда свет от фонаря падает. Как с такими быть? Слушать, не спорить, стараться найти зацепки для перевода разговора в конструктивное русло. Пикироваться? Бессмысленно. Я компромиссник. Как говорят в Америке, с тем, что нельзя вылечить, надо жить.

Кстати, об Америке. Как-то он жил там и кое-что взял на заметку:

– В Нью-Йорке при мэре Джулиани получила распространение «теория разбитых окон». Смысл такой: если в доме разбито одно стекло и никто его не заменяет, то через какое-то время не останется ни одного целого окна. Потому что в воздухе витает: в доме нет хозяина. Это притягивает нежелательный контингент, постепенно меняется и население дома…

Вывод? Надо тщательнее ухаживать за жилфондом. Причём дорогие решения необязательны:
– Мы красим бордюры, хотя бордюр – не элемент декора, который надо подчёркивать, и не такая конструкция, что без окраски сгниёт. Это недорого, но сразу видно, что о дворе заботятся. Снимаем дикие рекламные объявления, даже на столбах, иногда и со стремянки. Разметили краской парковочные места – жители постепенно привыкли к культурной парковке.

Недавно, правда, было ЧП. Заезжая, видимо, автомобилистка припарковала авто, перегородив дверку к мусорному контейнеру. Когда вернулась, крыша авто была покрыта мусорными пакетами.

– Конечно, мы вызвали дворника, он всё убрал. Но этот случай показывает, что люди уже не готовы терпеть, когда кто-то паркует машину, не считаясь с их удобствами.

Кстати, о контейнере. Это не обычная мусорка. Дома молодые, много ремонтов, а большой бак позволяет избавляться от отходов любого размера. Контейнер огорожен со всех сторон и сверху: собаки не растащат, ветер не разметёт. Для дворника своя калиточка, для жителей – своя, открыть можно только ключом от подъезда.

Не стреляйте в управдома

Ждан вспоминает поездку на Ниагарский водопад:

– Он огорожен надёжными заборами, чтобы не случилось ничего из многих «не», обозначенных в длинном списке. А вот «агент 007» Шон Коннери сказал: в Шотландии, откуда он родом, если бы с кем-то случилось это «не», о нём бы сказали, что сам виноват. А у нас во всём виноват управдом…

У Юрия есть несколько идей, как улучшить сферу ЖКХ. Например, он считает, что если лицензирование, то для всех, в том числе и для ТСЖ:

– Ведь сейчас как? Если собственников устраивает, что у них происходит, или нет времени погружаться в «это», то даже если «это» противоречит закону, то государство не вмешивается.

А регулировать сферу ЖКХ, по мнению Ждана, должны саморегулируемые организации, которые на основе стандартов, разработанных компетентными именно в этой сфере людьми, стали бы обучать сотрудников, защищать своих членов, помогать методически, рекомендовать надёжных подрядчиков, участвовать в приёмке домов, так как сейчас при строительстве не учитывается, как дом будет эксплуатироваться.

Ещё один плюс: можно нанять экспертов по наиболее актуальным вопросам эксплуатации жилфонда.

– Например, мне нужно уточнить что-то по правилам пожарной безопасности: льзя или нельзя. Если позвонить в пожарную инспекцию, там скажут: мы придём и выпишем предписание, а то и штраф. А мне это не нужно, я хочу знать ответ на конкретный вопрос.

Тогда говорят: читайте в правилах. Но они написаны таким языком, что и юристу непонятно. А если бы несколько ТСЖ, УК содержали в саморегулируемой организации такого специалиста, то я и коллеги могли бы оперативно получить ответ.

Татьяна КОКИНА-СЛАВИНА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*