27 апреля 2015

Алексей СИТДИКОВ: Высокие ОДН надо не прятать, а бороться с ними

5-Ситдиков копияНемало нижегородцев работают в федеральных органах власти и ведущих российских компаниях. Алексей СИТДИКОВ — один из них. Родился и вырос на Автозаводе. Ныне – директор по реализации электроэнергии крупнейшей энергосбытовой компании России «ТНС энерго». А еще заместитель руководителя экспертной секции при комитете Госдумы по энергетике. То есть консультирует власть при разработке федеральных законов. А иногда, как мы увидим ниже, пытается корректировать её решения.

 

Нижегородец на федеральном уровне

Биография Алексея Ситдикова как будто специально написана в качестве образца для будущего практикующего эксперта в сфере ЖКХ. Теория в ней крепко проверена практикой работы в государственных, муниципальных и бизнес-структурах, связанных с жилищно-коммунальным хозяйством.

Судите сами. У Ситдикова – два высших образования. В Нижнем Новгороде он закончил Высшую школу общей и прикладной физики, а также факультет управления и предпринимательства в госуниверситете им. Н. И. Лобачевского. Затем получил ещё и экономическое образование в Нижегородском институте менеджмента и бизнеса.

Работу в коммунальной сфере Ситдиков начал с Нижегородской сбытовой компании, которая тогда еще была объединена с «Ниж-новэнерго». Был приглашён для создания центра учёта потребления. Там молодого, грамотного специалиста заметили учредители ООО «Центр-СБК», которое занимается расчётами за услуги ЖКХ, и пригласили на должность гендиректора.

Тогда, в середине 2000-х годов, вышел новый Жилищный кодекс, начиналось реформирование сферы ЖКХ: упразднялись ДЕЗы, создавались управляющие компании. Ситдиков оказался, что называется, на линии огня. Ему часто приходилось участвовать в работе экспертных групп при администрации Нижнего Новгорода.

Уже тогда его заметили коллеги из других регионов и пригласили на общественных началах возглавить комитет по законодательству всероссийского объединения управляющих компаний и расчётных центров «Национальный Жилищный Конгресс». А затем позвали «на повышение» в Москву. В структуре столичного правительства Алексей Ситдиков участвовал в реализации проектов по реформированию ЖКХ. А уже оттуда он вышел на федеральный уровень, заняв пост генерального директора крупной энергосбытовой компании «Русэнергоресурс».

Связи с Нижним Ситдиков не терял. Проработав в этой компании три года, он вернулся к нам. Сначала возглавил Нижегородскую коммунальную компанию, а потом, когда сложилась неустойчивая финансовая ситуация в нижегородском «Теплоэнерго», глава администрации Нижнего Новгорода Олег Кондрашов пригласил его, чтобы помочь предприятию преодолеть сложный период. При непосредственном участии Алексея Ситдикова было реализовано несколько стратегических проектов, которые позволили компании достойно преодолеть трудности.

Сделав эту работу, в январе прошлого года он был вновь приглашён в Москву. На этот раз в «ТНС энерго». Сегодня Ситдиков – один из признанных экспертов федерального уровня, с которым консультируются власти при разработке законопроектов по электроэнергетике и ЖКХ.

– Насколько серьёзно федеральные органы власти прислушиваются к мнению специалистов?

– Есть два уровня. Первый — это принципиальные системные решения, второй – нюансы. Как известно, многое кроется в нюансах. Нас постоянно приглашают в различные экспертные группы — в Госдуму и Правительство. Могу сказать, что очень часто наши предложения учитываются уже в процессе работы над нормативным документом, то есть в важных нюансах.

В законодательной сфере я работаю лишь с прошлого года, поэтому законы, в разработке которых я участвовал, ещё не вышли в свет. Но вижу, что многие наши замечания учитываются.

По системным вопросам такое бывает не всегда. Но мы продолжаем убеждать и Правительство, и Госдуму. Конечно, нас слышат.

Платить, но не переплачивать

– Специалисты Нижнего Новгорода знают, что вы плотно занимаетесь проблемами ОДН. Почему начисления за общедомовые нужды бывают столь велики?

– С установкой общедомовых приборов учёта (ОДПУ) появилась возможность измерить объёмы этих ресурсов. Одновременно встал вопрос о том, как распределить оплату за них между собственниками.

Но сначала появились индивидуальные приборы учёта (ИПУ) и только потом ОДПУ. У жителей возник логичный вопрос: почему мы должны платить больше, чем показывают наши ИПУ?

Нормального ответа на этот вопрос при сегодняшней трактовке ОДН нет. Объясню так. В дом вошёл некий объём ресурса. Ваши ИПУ позволяют более справедливо распределить оплату этого ресурса. Можно было бы поступить, как и с теплом, где распределение всего ресурса идёт по площадям квартир. Но тогда кто-то может спросить: я в этой квартире не проживаю, мой счётчик показывает ноль. Почему я должен платить столько же, сколько и сосед, живущий здесь постоянно?

Поэтому законодатель принял норму, согласно которой сначала учитывается ресурс, потреблённый в квартирах, а потом всё, что осталось, раскидывается по площадям квартир. Логика понятна, но зачем эту чисто математическую разницу назвали общедомовыми нуждами?

То, что называют ОДН, только в частных случаях является таковым. Потому что в это потребление входят и не вовремя сданные показания, и разница между нормативом и реальным потреблением в квартире, и прочие «небалансы».

– Собственники могут повлиять на величину ОДН?

– Безусловно, могут. ОДН состоит из двух частей: реальное потребление на общедомовые нужды и потребление внутри дома, к этим нуждам не относящееся, но зафиксированное ОДПУ. Многие, наверное, замечали, что сумма оплаты за ОДН скачет от месяца к месяцу. Это происходит из-за того, что жильцы неодновременно передают показания. Поэтому первое, что нужно сделать, – организовать передачу показаний ИПУ в день передачи показаний ОДПУ. Тогда ОДН уже уменьшится весьма существенно.

Второе – не следует покрывать жильцов, ворующих, например, электроэнергию. Вор залезает в ваши карманы. Покрывая его, вы берёте на себя оплату украденной электроэнергии.

С Минстроем не согласен

– Как вы полагаете, нормы действующего законодательства позволяют эффективно снижать ОДН?

– Мы считаем, что действующие нормы системно неправильные. Если домом управляет управляющая компания (УК), то за ОДН жильцы платят в пределах норматива. А при непосредственном управлении – за весь объём ОДН. Но ведь плата за ресурсы не должна зависеть от того, с кем у меня заключён договор – это не связанные вещи.

– Вы доводили эту позицию до сведения законодателей?

– Да, обозначали её на самых разных заседаниях. Пытаемся донести и другую: если уж дом установил прибор учёта, то житель должен видеть, какой объём ресурсов потребляется по этому прибору.

К сожалению, есть большая вероятность, что будет принято, как нам кажется, неверное решение, заключающееся в том, что ОДН спрячут в жилищную услугу. В результате жители будут платить УК некую абонентскую сумму. А УК вынуждена будет как-то выкручиваться, если эта плата окажется меньше реальной стоимости ресурса на ОДН, либо, наоборот, незаслуженно получать излишки.

Мы видим в этом очень негативные последствия. Во-первых, если собственники будут не заинтересованы в снижении потребления ресурсов, то развитие энергоэффективности и энергосбережения становится фикцией. Во-вторых, УК смогут решить проблему снижения ОДН до нормативных лишь в отдельных случаях. Потому что в ряде регионов эти нормативы довольно малы. Кто-то думает, что это проблемы УК, и главное – уменьшить количество жалоб населения на ОДН. Но ведь если расходы на ОДН превысят нормативные, то УК будут вынуждены снижать качество других услуг. Поэтому такое «маскировочное» решение приведёт к ещё большим проблемам. Кроме того, добросовестные жители и управляющие компании оказываются наказанными за активность. Они вложили деньги в энергосбережение дома, а другие ничего не делали, но платят столько же.

Справедливо, что власть хочет защитить некоторые слои населения. Но здесь должны работать меры социальной поддержки.

В Минэнергетики поддерживают нашу позицию. Нужно бороться с высокими ОДН, а не прятать их. Но Минстрой настаивает на внесении ОДН в услугу по содержанию дома. Что же, будем отстаивать свою точку зрения, даже если это произойдет.

Подготовил Михаил АШТАЕВ

  1. Нина Александровна

    Согласно статье 155 п.7.1 ЖК РФ собственники помещений не должны вносит плату за ОДН ресурсоснабжающим организациям. Смотри статью 161 п.15, где сказано, что ресурсоснабжающая организация отвечает только за поставки ДО ГРАНИЦ общего имущества. За сети внутри дома отвечает ДУК и он должен собирать плату за ОДН. Почему Энергосбыт нарушает Жилищный Кодекс?1

  2. Наталья Сычёва - председатель Совета МКД № 181 по ул.Коминтрена

    Уважаемый руководитель НСК! Хватит вешать лапшу на добропорядочных граждан!Деньги за ОДН получает кто? Ресурсники (а за ними стоят известные нам руководители города, которым на деле принадлежат приватизированные ресурсы, к которым текут наши денежки). Так кто должен выявлять воров? Ресурсники, И уж никак не пионерские отряды из добропорядочных жителей, которые уж никак не должны отвечать за вора-соседа. Прекращайте это форменное безобразие по одурачиванию народа. Иначе на вас будет лежать ответственность за протестные акции населения. Неужели Вы не видите, что ОДН Вы довели народ до предела терпения?!ХВАТИТ!!!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*