25 декабря 2017

Безопасны ли лифты?

Новые правила для эксплуатирующих и проверяющих

4-Синёв копияВ Нижегородской области эксплуатируется свыше 11 тысяч лифтов. Общее состояние лифтового парка специалисты оценивают как удовлетворительное. Но есть связанные с безопасностью подъёмников проблемы, которые переходят из года в год. Отсюда наши вопросы Олегу СИНЁВУ, начальнику отдела по надзору за подъёмными сооружениями, котлонадзору и горному надзору Волжско-Окского управления Ростехнадзора.

– Олег Валентинович, много ли лифтов работают сверх положенного им срока?

– По предполагаемой экспертной оценке половина лифтового фонда Нижегородской области отслужила 25-летний срок, установленный техническим регламентом Таможенного союза. Этому есть объяснение. В 70-е годы Нижний Новгород очень интенсивно застраивался многоэтажками, и, соответственно, лифты начали стареть одновременно. Справиться с этой лавиной было до сих пор не под силу.

Мы вынуждены констатировать, что замена лифтов идёт недостаточными темпами. По информации регионального фонда капремонта, в 2018 году планируется заменить 823 единицы лифтового оборудования, тогда как срок службы миновал у порядка пяти тысяч лифтов. Хотя нельзя не отметить, что за последние пять лет на территории, подведомственной Волжско-Окскому управлению, случаев травматизма из-за аварийного или давшего сбой лифта не зафиксировано.

– Как часто Ростехнадзор проверяет лифты в наших многоэтажках?

– В марте 2013 года вступил в силу Федеральный закон № 22, внёсший значительные изменения в 116-й Закон о промышленной безопасности. Лифты, наряду с эскалаторами и подъёмными платформами для инвалидов, выведены из категории опасных производственных объектов. Ростехнадзор может проводить проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих лифты, не чаще одного раза в три года. Таким образом, мы проверяем лифтовое хозяйство в соответствии с планом, согласованным с органами прокуратуры, а также в случаях поступления информации о возникновении угрозы жизни и здоровью граждан, причинения вреда окружающей среде.

Согласно действующему Техническому регламенту «О безопасности лифтов», Ростехнадзор не участвует в приёмке в эксплуатацию новых лифтов. Документом, подтверждающим соответствие смонтированного лифта требованиям регламента, является декларация, которая оформляется специализированной организацией, выполнявшей монтаж, при положительных результатах технического освидетельствования, проведённого аккредитованной испытательной лабораторией.

– Минувшим летом вступили в силу утверждённые правительством РФ Правила организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах. Что нового в этом документе?

– Фактически это современные правила безопасной эксплуатации лифтов, определяющие ответственность всех участников процесса, начиная с производителей и заканчивая обслуживающей организацией, управляющей компанией. Среди прочего пункт 3 постановления правительства обязывает владельцев перечисленных в нём объектов в срок, не превышающий четырёх месяцев, т. е. до 30 декабря 2017 года, направить в управление Ростехнадзора уведомление о введённых в эксплуатацию до вступления в силу указанных правил лифтов.

Кроме того, правилами установлен понятийный аппарат, и теперь совершенно ясно, что означают, например, понятия «владелец объекта» или «лифт». Определены меры, которые должны быть реализованы владельцем объекта для организации его безопасного использования, требования к выполнению работ по монтажу, демонтажу и обслуживанию объекта, к порядку технического освидетельствования и обследования.

– Какие рекомендации вы дадите организациям, ответственным за эксплуатацию подъёмников в домах?

– Прежде всего, изучить правила – это относится как к руководителям, так и к исполнителям работ. Надо определить лиц, ответственных за организацию обслуживания, ремонта и эксплуатацию объекта, обеспечить наличие необходимой документации по объекту.

Интервью взял Аркадий БОЙЦОВ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*