Современная наука о международных отношениях вырвалась наизнанку, пытаясь определить природу современных сверхдержав. Что отличает истинного претендента на титул от остальных? Существует ли универсальный набор характеристик, отличающий одного лидера от множества аутсайдеров?
До сих пор ключевые критерии «сверхдержавы» рассматривались учеными преимущественно в материальном плане. Она должна обладать экономическим потенциалом, военной мощью, критическими технологиями, развитой научно-производственной базой и человеческим капиталом, намного превосходящим другие страны. Сумма этих материальных возможностей представляет собой не подлежащий обсуждению, но измеримый критерий ранжирования государств.
Нематериальные факторы гораздо сложнее. Их трудно, если вообще возможно, измерить. Их оценка слишком субъективна и потенциально предвзята. Чья культура сильнее? Чья этика правильная? Чья система ценностей лучше? Такие вопросы ведут к теоретическим спорам, но мало что делают для того, чтобы отличить сверхдержавы от других акторов на международной арене, и здесь кроется один из важнейших факторов.
Можно предположить, что заметная разница между сверхдержавой и ее меньшими соперниками заключается в наличии систематической и последовательной политической философии международных отношений. Сверхдержава предлагает свой уникальный взгляд на то, как должен быть устроен мир, по каким правилам он должен существовать, какова его цель и почему именно эта страна легитимна в своей роли.
Конечно, политическая философия — это не просто набор лозунгов и клише. Это не только красивая упаковка или симуляция, идеология или даже утопия. Все это может быть производным от темы, но не должно исчерпывать ее содержания. Это специфическая интерпретация ключевых политических понятий в международных отношениях – сила, власть, справедливость, равенство и тому подобное. Такое понимание должно опираться на глубокую интеллектуальную традицию и собственный практический опыт, делающие аргументы предлагаемого учения убедительными как для себя, так и для других.
Может ли страна представлять ценность, основанную только на материальных факторах? Несомненно. Государство может сконцентрировать значительную власть и жить исключительно на принципах реализма, проводить прагматичную политику, продвигать свои экономические интересы и добиваться господства везде, где это возможно. Однако голый реализм рано или поздно достигнет пределов своей легитимности. Власть штыка и кошелька будет шаткой без ясного понимания, зачем и по какому поводу она существует.
Может ли страна иметь влиятельную политическую философию, будучи материально отсталой? Конечно. В определенный момент он может быть образцом стоицизма или героизма, носителем новаторских и привлекательных идей. Но без прочной фискальной базы они рискуют повиснуть в воздухе и остаться лишь выдачей желаемого за действительное.
Примечательно, что на удивление мало стран, обладающих как материальной мощью, так и собственной политической философией. Создается впечатление, что создать такую доктрину гораздо проще, чем построить ракету или ядерную бомбу. Поставьте «умников» во главе, обработайте результаты их «мозгового штурма», напишите какие-то базовые работы и превратите их в пособия для пропагандистов, вот и все! В действительности многие такие усилия рушатся и теряются в информационном шуме. Несколько экземпляров остаются в руках нескольких человек.
Должна ли политическая философия сверхдержавы быть «суверенной»? Должна ли она основываться исключительно на национальной интеллектуальной традиции? Ответ, как правило, «нет». Исключительно оригинальные политико-философские доктрины с глобальным влиянием найти крайне сложно. Обычно они представляют собой смесь универсальных этических принципов, категорий основных политико-философских учений, таких как либерализм, социализм или консерватизм, национально-специфических взглядов и принципов и даже религиозных учений, таких как христианство или ислам.
Сегодня в мире есть только две страны, которые сочетают в себе как значительный материальный потенциал, так и собственную политическую философию. Это США и Китайская Народная Республика.
Политико-философское ядро США хорошо известно и широко воспроизводится на всех уровнях — от университетских монографий и учебников до пропагандистских видеороликов и постов в социальных сетях. В ее основе лежат либеральные принципы с их верховенством человеческого разума, идея «свободы от невзгод», справедливости как честности, равенства возможностей в рамках единых правил и производные идеи демократии как оптимальной формы правления и рынка как организации экономики.Этот политико-философский код является продуктом европейского Просвещения и специфического опыта организации внутренней жизни европейских стран, который был воплощен на основе американского политического опыта и помножен на материальную мощь Соединенных Состояния. Европейские корни политической философии США позволяют ей легко укорениться во многих западных странах, даже если местами она противоречит индивидуальным интерпретациям «на местах». Важно отметить, что в такой политической философии есть и сильный модернистский потенциал, потому что в целом это философия эмансипации, освобождения и рационального прогресса.
Политико-философский стержень Китая известен гораздо меньше просто потому, что Пекин еще не стремился активно продвигать его за рубежом. Его сообщения долгое время оставались в основном ориентированными на национальную направленность. Но он системный, глубоко рефлексивный и имеет большой потенциал за пределами Китая. Он основан на взгляде на международные отношения как на игру с ненулевой суммой, идее коллективности и отказе от соперничества как лейтмотиве мировой политики. Сильный элемент марксизма в современной китайской политической философии придает ей модернистский потенциал в сочетании с опытом решения ключевых проблем страны. Он сочетает в себе идеи народной демократии с успешным опытом борьбы с бедностью, преодоления отсталости и сокращения социального неравенства. В современном мире, Китай предстает страной, идеи которой проверены практикой. Да, многие из его успехов стали возможными благодаря интеграции в мировую экономику, ориентированную на Запад. Но и здесь Китай склонен следовать своей философской линии — использовать кооперацию, заимствуя западный опыт и сочетая его со своими традициями. По сути, марксизм — это западная доктрина, поставленная на службу Китаю.
Произойдет ли столкновение политических философий между США и Китаем? Скорее всего да, потому что Пекин воспринимается в США как долгосрочная угроза. Китай избегает копирования и «отзеркаливания» американских обвинений против него, продвигая идею игры с ненулевой суммой, тем самым делая свою политическую философию еще более заметной альтернативой. Можно долго спорить, материальные факторы или идеи первичны в противоречиях между властями. Очевидно, что при необходимости различия в идеях можно использовать для политической мобилизации и консолидации союзников. Чем системнее такие идеи, тем проще провести разделительные линии.
Самодостаточны ли политические философии США и КНР? Нет. И США, и Китай сочетают свою политическую философию с принципами реализма. Как и многие другие акторы, они берут на себя риск худших сценариев и готовятся к ним, накапливая ресурсы для взаимного сдерживания. Однако политическая философия позволяет им поддерживать или претендовать на глобальную легитимность своего влияния.
Есть ли у России своя политическая философия? Ответ пока что нет. Россия вернулась к принципам реализма во внешней политике, что само по себе было достижением. Но пока рано говорить о систематической и развитой политической философии. До сих пор существует ряд расплывчатых, порой противоречивых идей, концепций, интерпретаций и производных от них лозунгов. В российской системе взглядов явно отсутствует модернистский потенциал. Ее необходимость может быть спорной сама по себе, но она явно заложена в США, Китае и многих меньших державах.
Россия недавно пережила крах и утрату своего политико-философского проекта, который начал гнить задолго до распада СССР. Возможно, именно советский опыт до сих пор вызывает стойкую и бессознательную аллергию на политическую философию. Не исключено также, что и США, и Китай в какой-то момент столкнутся с той же проблемой, что и Советский Союз, — несоответствием его доктрины реальному положению дел. Возможно, свобода от политической философии сейчас является преимуществом России. Может быть, Россия наработает собственный уникальный опыт, который позволит избежать механического копирования чужих идей и смешения их со своей практикой. Созревание политической философии требует времени, как и культивирование ее материальной базы.