Второй иностранный язык и учебники для родителей. Что происходит в российских школах

Шло самое обыкновенное родительское собрание в самом обыкновенном 9Б, классная руководительница рассказывала о сборе денег на воду, на охрану, об организации горячего питания. В какой-то момент она подняла с парты увесистую пачку книг формата А4. — А теперь, уважаемые родители, я раздам вам учебники. — Так дети все получили 1 сентября. — Нет, это материалы […]
Второй иностранный язык и учебники для родителей. Что происходит в российских школах

Шло самое обыкновенное родительское собрание в самом обыкновенном 9Б, классная руководительница рассказывала о сборе денег на воду, на охрану, об организации горячего питания. В какой-то момент она подняла с парты увесистую пачку книг формата А4.

— А теперь, уважаемые родители, я раздам вам учебники.

— Так дети все получили 1 сентября.

— Нет, это материалы для вас, они так и называются «для родителей».

В кабинете воцарилась тишина. Родители наблюдали, как классная руководительница идет вдоль парт и вручает каждому в руки глянцевую книжицу. На ее обложке красовалась надпись: «Финансовая грамотность» материалы для родителей. Первая попавшаяся страница демонстрировала подробный и развернутый материал о мультивалютных вкладах, также учебное пособие обещало познакомить родителя с правилами составления финансовых планов, с особенностями банковского кредитования и инвестирования.

Материалы, конечно, полезные, никто не спорит. Финансовая грамотность населения и правда оставляет желать лучшего, люди берут кредиты, а потом не знают, как их погасить. Но сама подача этой информации – через школу, все же поставила в тупик. Многие родители стали возмущаться, что в свое время они уже в школе отучились и институты позаканчивали, а теперь им опять учебники подсовывают. Оказалось, что материалы нужно взять домой и тщательно изучить в течение учебного года, одно порадовало — экзамен по ним сдавать не надо.

Курс по «финансовой грамотности» вводится и для детей, на него отведено несколько часов в месяц, но с одним нюансом – учиться грамотно управлять финансами нужно будет после уроков. Учитывая, что при пятидневке их и так уже семь, то кредиты и вклады уже будут восьмым. Мало того, девятым уроком еще будет некий «экодом» — тоже новый предмет, в необходимости которого явно убежден кто-то сверху.

Теперь весь школьный учебный курс делится на обязательные уроки по программе и ежедневное дополнительное образование, которое тоже является обязательным. И чем только наши дети не должны теперь заниматься в школе: краеведение и шахматы, патриотическое воспитание и волейбол, школа лидеров и сценическое искусство. Все, чтобы ребенок не смел головы поднять от парты, а только учился, учился и учился.

И неважно, например, что у нас уровень знания английского языка оставляет желать лучшего настолько, что даже обещанное ЕГЭ по нему отменили. Зато мы еще один иностранный язык введем в программу, потратим на него 34 учебных часа и вырастим полиглотов прямо за школьной партой.

Чья-то больная фантазия решила, что если школьник абсолютно лишен свободного времени, то это для его же блага – он не будет появляться на улице, не свяжется с плохой компанией, а будет целыми днями учить физику, параллельно передвигая шахматные фигуры и посматривая в учебник французского языка. Да, все именно так и будет, как придумал какой-то странный взрослый, видимо, на пушечный выстрел не приближавшийся к детям.

Складывается ощущение, что традиционное школьное образование осталось где-то далеко в прошлом, и что это какой-то дикий эксперимент над детьми и над системой обучения. Каждый год выдумывают какие-то новые, грандиозные планы, которые катятся под откос, если судить по результату, остающемуся у детей в головах. А там, поверьте, жуткая каша. Они погрязли под лавиной требований и ничего уже не хотят. Не хотят дальше учиться (в этом году в вузах остались невостребованными даже бюджетные места), не хотят работать, не хотят стараться, напрягаться, трудиться.

Возможно это потому, что у ребенка все же должно быть детство, и оно должно вмещать в себя не только школьное расписание.

Николай Лебедев

Родился в Москве в 1975 году. В 1997 году окончил факультет журналистики МГУ. В 2000 году начал карьеру журналиста.

С 2014 года работает в качестве военного эксперта-журналиста, специализируясь на конфликтах и военных операциях в Чечне, Грузии и на Украине.

ZVопрос: военные новости России и мира