Что им делать с нашим мусором?

«Ряженые» контейнеры для FIFA и экономическая целесообразность Чемпионат мира по футболу 2018 года, игры которого пройдут и в Нижнем Новгороде, заставил местные власти ускорить решение давно обсуждаемой проблемы раздельного сбора бытового мусора. «Жилищный вопрос» выяснил, как у нас планируют угодить ФИФА, и попытался понять, что из этого может получиться. Эксперимент покажет По правилам Международной федерации […]

«Ряженые» контейнеры для FIFA и экономическая целесообразность

Чемпионат мира по футболу 2018 года, игры которого пройдут и в Нижнем Новгороде, заставил местные власти ускорить решение давно обсуждаемой проблемы раздельного сбора бытового мусора. «Жилищный вопрос» выяснил, как у нас планируют угодить ФИФА, и попытался понять, что из этого может получиться.

3-Мусор

Эксперимент покажет

По правилам Международной федерации футбола (FIFA), город, в котором все твёрдые бытовые отходы сваливаются без разбора в один контейнер, не может быть участником чемпионата.

Этим требованием федерация обозначает участие в улучшении экологической обстановки в мире, не утруждая себя пониманием того, что в сознании россиян связь между футболом и охраной природы не очевидна. Однако деваться некуда, и региональное министерство экологии объявило о скором начале в Нижнем Новгороде эксперимента по внедрению раздельного сбора мусора.

Суть проекта в том, что во дворах рядом с привычными мусорными контейнерами установят такие же лари с опознавательными наклейками. Они будут указывать, что эти ящики предназначены для временного складирования так называемых вторичных материальных ресурсов – стекла, металла, пластика и бумаги.

Вывозить из дворов эти «ресурсы» будут мусоровозы, на борта которых тоже зачем-то нанесут отличительные знаки. Эксперимент начнут с нескольких многоэтажек, а ежели результаты окажутся положительными, распространят на весь город.

Где возьмут ресурсовозки, пока непонятно. Если выделят из уже работающих машин – это один расклад. А если придётся закупать новые, то есть смысл спросить, кто оплатит эти приобретения. Как, впрочем, и покупку «ряженых» контейнеров.

Между тем известно, что плату за сбор и вывоз мусора, в отличие от тарифов на свет, воду и газ, государство не регулирует. Её устанавливают сами мусорщики, исходя из принципа экономической целесообразности. Естественно, в том виде, в каком они понимают её сами.

Укоротят ли «длинные» деньги новые тарифы?

А вот ещё одна мусорно-экономическая новость. Инвестиционный совет рассмотрел заявки трёх нижегородских предприятий на строительство мусоросортировочных комплексов. Теперь, как сообщила министр инвестиционной политики региона Наталия Казачкова, все три компании должны будут принять участие в публичной процедуре отбора, где правительство выберет наиболее подходящий проект.

Все трое собираются строить полигоны, в том числе и на свои деньги, причём немалые: «АГЖО-Сергач» обещает вложить 326 млн рублей, «Экопартнер полигон» и «Управление отходами НН» – аж по 850 миллионов. Понятно, что вложения должны быть возвращены. То бишь опять во весь рост встаёт вопрос: «За чей счёт банкет»?

Исполнительный директор ЗАО «Управление отходами НН» Андрей Лебедев объяснил «Жилищному вопросу», что проекты будут осуществляться на основе государственно-частного партнёрства. При этом инвесторы намерены привлекать так называемые «длинные деньги» по невысокой ставке, что, по его мнению, создаст возможность для установления оптимальных тарифов на вывоз и переработку мусора.

Кипрские мусорщики в Нижнем

Между тем в конце марта нижегородские мусорщики заявили журналистам об угрозе резкого повышения цен на вывоз твёрдых бытовых отходов. Якобы региональное минэкологии настойчиво требует, чтобы с июня собранные в Сормовском районе отходы они начали возить на мусорный полигон в Балахне, построенный тем же «Управлением отходами НН», 49% уставного капитала которого, если верить открытым источникам, принадлежит ООО «Мехуборка груп». А учредителями «Мех-уборки» являются две кипрские компании.

Тариф на утилизацию в Балахне в два раза выше, чем на том полигоне, куда перевозчики отправляют мусор сейчас. То есть им придётся поднимать цены для жителей.

В минэкологии выставленные требования объяснили изменениями в Федеральном законе «Об отходах…», согласно которым к 2016 году повсеместно должны быть созданы лицензированные региональные операторы, и именно с ними мусоровывозящие компании обязаны заключать договоры. Перевозчики же ратуют за то, чтобы таких операторов в регионе было несколько: конкуренция, мол, еще никому не повредила.

Не будет ли грозить монополизация и новому рынку раздельного сбора мусора?

Михаил АШТАЕВ
Фото Дмитрия МАРКОВА

Николай Лебедев

Родился в Москве в 1975 году. В 1997 году окончил факультет журналистики МГУ. В 2000 году начал карьеру журналиста.

С 2014 года работает в качестве военного эксперта-журналиста, специализируясь на конфликтах и военных операциях в Чечне, Грузии и на Украине.

ZVопрос: военные новости России и мира