Коммунальная сфера в той или иной мере затрагивает жизнь каждого нижегородца. Подчеркнем – каждого! Поэтому любые решения в этой области должны быть тщательно продуманы и осуществлены планомерно, с ювелирной точностью. Однако события конца прошлого года показывают, что до взвешенных решений нашим городским властям еще, ой, как далеко… Мы попытались разобраться в причинах и следствиях того, что можно условно назвать «реформой ЖКХ по-булавиновски» — ибо как ни крути, а события такого масштаба просто не могут происходить без участия либо ведома градоначальника.
«ВЕЛИКОЛЕПНАЯ СЕМЁРКА»
Система управления ЖКХ в городе была организована несколько громоздко, но в чем-то, может быть, это оправданно. Следуя в фарватере федеральных реформ, несколько лет назад город преобразовал дирекции единого заказчика (ДЕЗ) в акционерные домоуправляющие компании (ДУК), в которых 100 процентов акций принадлежали ООО «Коммунальная нижегородская компания» (КНК). КНК же учредили на паритетных началах «Теплоэнерго» и «Водоканал», впоследствии передав бразды правления комитету по управлению городским имуществом и земельны ми ресурсами (исключением из этой вертикали было ЖКХ Автозаводского района, где был свой монополист, по этому в дальнейшем вести речь будемо семи ДУК). Так было до 20 ноября 2009 года, когда КНК внезапно и тай но продала 75 процентов своего участия в ДУК, оставив за мэрией лишь четверть акций. Новыми владельцами ДУКов стали:-в Московском и Канавинском районах– ООО «Магистраль» (по неофициальным данным владелец – депутат гордумы Михаил Жижин),в Приокском – ООО «Объединённые коммунальныесети» (по неофициальным данным владелец – депутат гордумы Вадим Агафонов), в Нижегородском и Советском – ООО «Реконструкция», в Ленинском — ООО «Стройград НН» (по неофициальным данным владелец всех трёх – депутат гордумы Владимир Амельченко), в Сормовском – Николай Шумилков. Последний господин, по сути, единственный, кто имел и имеет отношение к ЖКХ – он директор Сормовской ДУК. Из какой табакерки выпрыгнули остальные – осталось непонятным и народу, и депутатам Гордумы, от которых сделка также держалась в тайне. Народные избранники быстро Не все ещё до конца понимают, что состояние их домов и подъездов напрямую связано с типом управления оправились от шока и обратились в прокуратуру и в антимонопольную службу с просьбой установить законность проведенной сделки. Антимонопольщики возбудили дела против покупателей ДУК за нарушение федерального закона «О защите конкуренции» и во второй половине январе оштрафовали фирмы на 300 тысяч рублей каждую. Шумилкову, как физическому лицу достался штраф в 1,5 тысячи рублей. Явных сигналов от прокуратуры пока не поступило, хотя народу, как и ряду депутатов, очень хотелось бы узнать: уж нет ли у этой сделки коррупционной подоплёки? Логичней, дешевле и проще жильцам работать напрямую с подрядчиком, не кормя никому не нужных управленцев-посредников. И если посмотреть с этой стороны, то может даже показаться, что покупатели ДУКов приобрели воздух. Однако не все так просто.
НАЛЕТАЙ – ПОДЕШЕВЕЛО!
Сам факт продажи акций без конкурса закона не нарушает – так как юридически КНК является обществом с ограниченной ответ ственностью, а не муниципальным органом, то вправе распоряжаться своими акциями как заблагорассудится. Однако не стоит забывать, что КНК что-либо сделать без со ласия городской администрации не может. То есть мы имеем традиционную «вилку»: формально, на первый взгляд, закон не нарушен, но гораз до больший интерес представляет вопрос: почему к закону относятся только формально, принимая, скажем так, сомнительные решения? Например, сразу пополз слух, что ДУК розданы «нужным людям», приближенным к мэру, якобы за оказанные ими услуги. Подпитывался этот слух тем обстоятельством, что даже когда о факте сделки стало извест-о, получить какие-либо комментарии в фирмах-приобретателях было решительно невозможно. Странная, надо заметить, позиция для бизнеса – отказываться от бесплатной рекламы. Официальная трактовка, что продажа ДУК – необходимость, продиктованная Фондом содействия реформированию ЖКХ, иначе и денег на капремонт не будет, и 1,3 миллиарда рублей, уже потраченных, возвращать придется, — объясняет лишь то, что продавать было нужно. Однако ни в коей мере не вносит ясности в то, почему это было сделано именно так и по столь низкой цене. Как известно, общая сумма сделки составила 69,539 миллиона рублей, то есть один ДУК «уходил» примерно за 10 миллионов. Для организации монополиста в районе – кошкины слезы. С другой стороны, надо четко понимать, что ДУК – это управленческая надстройка, функция у которой не столь обслуживающая, сколь бухгалтерская, финансовая. Непосредственно жильем занимаются подрядчики – организации, работающие по договорам с ДУК. У последней же главной задачей был сбор денег и их перераспределение между подрядчиком, городской казной и собой любимой. Поэтому, когда домоуправляющие компании были проданы, встал вопрос: а зачем они вообще нужны, если город от проблем ЖКХ фактически самоустранился? Логичней, дешевле и проще жильцам работать напрямую с подрядчиком, не кормя никому не нужных управленцев-посредников. И если посмотреть с этой стороны, то может даже показаться, что покупатели ДУКов приобрели воздух. Однако не все так просто.
ИГРА В «МОНОПОЛЬКУ»
Нельзя не отметить, что при такой странной схеме продажи ДУКов была изнасилована сама суть реформы ЖКХ, которой власти пытаются оправдаться. Подразумевалось, что, уходя из коммунального хозяйства, муниципалитеты должны оставить множество крепких, конкурирующих между собой частных предприятий, что автоматически приведет к повышению качества услуг и даже снижению тарифов. Должна была начаться борьба за клиента-жителя. «Реформа ЖКХ по-булавиновски» пока явила миру семерых частных монополистов, которые, к гадалке не ходи, приложат все усилия, чтобы сохранить свое монопольное положение. При этом не стоит забывать о 25 процентах оставшихся муниципальных акций, по сути, гарантирующих частнику административный ресурс. Так что при ближайшем рассмотрении то, что получил город, пока сильно смахивает на голубую мечту классического чиновника – всем владеть и ни за что не отвечать. Очевидно, что дальнейшие шаги будут предприниматься по линии навязывания горожанам необходимости сотрудничества с ДУК. Так как в твердом уме и ясной памяти ни один человек не захочет ежемесячно около 20 процентов от квартплаты отдавать непонятно кому, непонятно за что. И уже начинают появляться факты давления ДУКов на дома, организовавшие ТСЖ и пытающиеся расторгнуть с ними договоры. За примерами не надо ходить дальше Нижегородского района – спросите председателей ТСЖ на ул. Лопатина, д.3 и ул. Бринского, д.1, к.1. Администрация района в этих конфликтах работаетв полный рост, вызывая «возмутителей спокойствия» на ковер и требуя не мутить воду, а вернуться под крылышко ДУК и вообще ликвидировать ТСЖ. Вот такая «конкурентная среда» создана в Нижнем во исполнение федерального закона о Фонде содействия реформированию ЖКХ.
ТЕМНОТА – ДРУГ РЕФОРМАТОРА?
Мы подошли к другой важной составляющей реформы ЖКХ – просветительской. Народ в массе своей вряд ли сможет объяснить разницу между ДУКом, ДЕЗом, ТСЖ и ЖЭКом, ему вообще все эти аббревиатуры кажутся созданными с одной-единственной целью – «чтоб никто не догадался». Люди до сих пор подрядчиков, которые обслуживают их дом, называют «домоуправлением». Многим даже невдомек, что «домоуправление» — уже давным-давно частное ООО, а с ноября и ДУКи стали такими же частниками, за спинами которых уже не маячит глыба городского бюджета и гарантии администрации. Не знают многие, что такое ТСЖ, и просто боятся очередных перемен. Пусть ничего не делалось 20 лет в доме, это уже привычно, а новые придут – как-то еще будет? Хотя, казалось бы, куда уж хуже…
Увы, но кампании по просвещению населения в рамках реформирования ЖКХ нижегородцы так и не дождались. Более того, жильцам постоянно приходится сталкиваться с потоками дезинформации. Граждане дезориентированы до такой степени, что проходимцы без труда внушают им мысль: дескать, если в такой-то управляющей компании тариф за содержание жилья меньше, чем в ДУК, то там обязательно мошенники. «Сначала подъезд покрасят, а потом квартиру отберут»,- буквально такое пришлось услышать на собрании жильцов по поводу выбора другой управляющей компании, предлагающей услуги за меньшую плату, чем монополисты. Из всей этой мозаики складывается нелицеприятная для городской власти картина. Реформы ЖКХ как таковой в Нижнем Новгороде не случилось – имело место лишь освоение денег из Фонда ЖКХ. И, похоже, власть это вполне устраивает.
Сергей Антонов