Реагент вреден, а лёд опасен

Обработка дорог противогололёдными средствами не прибавляет здоровья, но сохраняет жизнь Температура воздуха за окном опустилась ниже нуля, снег припорошил землю, а под ногами – где накат, где чавкающая коричневая жижа. «Жилищный вопрос» задался вопросом улицы: чем посыпают зимой дороги и тротуары в городе и как эти вещества сказываются на людях, автомобилях, растениях и животных? ИЗВЕСТНО, […]

Обработка дорог противогололёдными средствами не прибавляет здоровья,
но сохраняет жизнь

Температура воздуха за окном опустилась ниже нуля, снег припорошил землю, а под ногами – где накат, где чавкающая коричневая жижа. «Жилищный вопрос» задался вопросом улицы: чем посыпают зимой дороги и тротуары в городе и как эти вещества сказываются на людях, автомобилях, растениях и животных?

ИЗВЕСТНО, что в последние годы зимние дороги и тротуары в Нижнем Новгороде обрабатывались песко-соляной смесью, а мосты, спуски и подъемы – жидким химреагентом. Директор городского департамента по дорожному хозяйству Андрей Жижин уточнил, что сейчас в качестве реагента используется в основном ХКМ (хлористый кальций модифицированный). Нынешней зимой этим реагентом стали обрабатывать все главные городские магистрали, а дороги статусом ниже и тротуары – песко-соляной смесью, как и прежде.

ХКМ примерно в десять раз дороже смеси, однако его расход в пересчёте на квадратный метр гораздо меньше. Правда, при условии если его разбрасывают специальные автомобили, оснащённые электроникой, которая и следит за тем, чтобы расход был минимален. Такие автомобили, по утверждению Жижина, в Нижнем есть. В итоге затраты на приобретение смеси и ХКМ становятся вполне сопоставимыми.

ХКМ считается более эффективным средством. Во-первых, он начинает плавить лёд гораздо быстрее, чем песко-соляная смесь. Во-вторых, его можно использовать при температуре до минус 25 градусов, в то время как песко-соляная смесь практически перестает работать уже при минус 13. Кроме того, песко-соляная смесь загрязняет дороги, что требует весной дополнительных уборочных работ.

О ТОМ, насколько вредны эти посыпки, чиновники скромно умалчивают. Между тем специалисты в один голос утверждают, что абсолютно безвредных реагентов не бывает, а степень их вреда определяется, в первую очередь, количеством, попавшим на единицу площади поверхности. При соблюдении нормы вред минимален, но кто даст гарантию, что нормы соблюдаются повсеместно.

Давно известно, что песко-соляная смесь разъедает кузова автомобилей и ступни лап животных, портит обувь, забивает канализацию. Вредна она и для растений: повышенное содержание соли в почве убивает корневую систему.

Почти всё то же самое можно сказать и про ХКМ: он также вреден для обуви, кузовов автомобилей и для животных, может вызывать коррозию городских коммуникаций и аллергические реакции у людей. Кроме того, хорошо притягивая к дорожному полотну влагу, приводит к снижению коэффициента сцепления колеса с асфальтом.

Однако следует признать, что без обработки дорог и тротуаров противогололёдными химическими реагентами не обойтись Даже самая чистая механическая уборка не способна удалить с асфальта тончайшую ледяную корку, которая зимой становится самой частой причиной смертельных ДТП и поломанных рук и ног пешеходов. Так что из двух зол приходится выбирать меньшее.

Егор ИСАЕВ
Фото Александра ВОЛОДИНА

Николай Лебедев

Родился в Москве в 1975 году. В 1997 году окончил факультет журналистики МГУ. В 2000 году начал карьеру журналиста.

С 2014 года работает в качестве военного эксперта-журналиста, специализируясь на конфликтах и военных операциях в Чечне, Грузии и на Украине.

ZVопрос: военные новости России и мира