• О проекте
  • Контакты
  • Архив
  • Газета

Алексей Ситдиков: Государство должно нам за капремонт

468
6 минут
Алексей Ситдиков: Государство должно нам за капремонт
Депутат предлагает исправить законы и лучше информировать жителей 5-Ситдиков копияАлексей СИТДИКОВ давно занимается вопросами жилищно-коммунального хозяйства, причём на федеральном уровне. Ранее работал в нижегородском «Энергосбыте», руководил «Центром-СБК», реализовывал долгосрочные проекты в «Теплоэнерго». Мы задали ему наиболее острые вопросы, которые волнуют читателей «Жилищного вопроса». Не забывать о целях и слушать экспертов – В последние годы ЖКХ бурно реформируют. Раз за разом принимаются новые законы, вносятся изменения в существующие. Но наши активные читатели утверждают, что некоторые из этих «телодвижений» приводят лишь к путанице, а не к улучшению ситуации… – Должен, увы, к ним присоединиться. Дело в том, что многие проблемы в сфере ЖКХ, да и не только в ней, происходят из системных ошибок в законотворческой деятельности. Я считаю, что необходимо не только исправить неудачные законы, но и поменять подходы к их разработке. Посмотрите, что сейчас происходит. Во-первых, при создании новых законов цели указываются только в пояснительных записках, а не в самих законопроектах. В процессе разработки, когда сталкиваются разные интересы, закон обрастает формулировками, преследующими порой цели, противоположные первоначальным. А когда закон утверждается, то даже люди, бывшие оппонентами друг другу при его разработке, приходят к одинаковому выводу: лучше бы его вообще не было, сделали хуже для всех. Во-вторых, мало слушают экспертов. Общественное обсуждение законопроектов вроде вошло в практику, но эта работа очень далека от совершенства. В результате иногда рождаются откровенно кабинетные законы. И в-третьих, сейчас делается только прогнозная оценка законов. Практически нет замера их фактических последствий, а значит, никто не несёт за них ответственность. Говорят, не ошибается тот, кто ничего не делает. Считаю, что как раз наоборот: больше всего ошибается тот, кто ничего не делает. Мир быстро меняется, стоять на месте – значит безнадёжно отставать. Но шаги вперёд должны быть выверены, мы не можем себе позволить метаться из стороны в сторону. Цель работы сферы ЖКХ – обеспечение комфортного проживания граждан. Но ведь комфорт – это в том числе и ощущение стабильности. А стабильности нельзя добиться, не обеспечив приоритета качества принимаемых законов над их количеством. Признать долги перед жителями – Очень актуальна тема капитального ремонта. Люди не понимают, почему взносы надо платить сейчас, а ремонт будет через 20–30 лет. Возмущаются и тем, что государство переложило на них свои прежние обязательства по капремонту. – И справедливо возмущаются. Есть некоторое лукавство в определении этих обязательств. Каждый раз, когда о них говорят, вспоминают про недоремонт жилья на момент его приватизации в 90-х годах прошлого столетия. Простите, но при чём тут приватизация? Приватизировали квартиры, а не многоквартирные дома. Разве собственники требуют что-то для своих квартир? Нет, они их давно сами отремонтировали! А вот общее имущество домов нам было передано не в 90-х годах, а существенно позже – в 2005-м, когда приняли новый Жилищный кодекс. Причём передано обязаловкой: никто из собственников не мог от него отказаться; сделать это можно, только вернув государству уже отремонтированную за свой счёт квартиру. Так что сегодня, финансируя программу капремонта, собственники платят и за себя, и за государство. Это недопустимо! Считаю необходимым выработать методику и честно рассчитать долги государства перед каждым конкретным домом. Причём методика должна включать не только дома, которые в 2005 году находились в аварийном состоянии или по которым уже был просрочен капремонт. Она должна включать и амортизационные отчисления на капремонт, которые должны были быть накоплены по каждому дому к марту 2005 года. Обязательства государства не должны снижаться от того, что инициативные граждане уже сами отремонтировали свой дом. Если государство честно выполнит свои обязательства, то бремя капремонта для граждан серьёзно снизится. Кроме того, следует ввести разный платёж для жителей тех домов, которые уже нуждаются в капремонте, и домов, по которым идёт накопление средств на будущее. Надо также запустить систему поддержки кредитования капремонта. Чтобы его можно было делать уже сегодня, не дожидаясь стопроцентного накопления денег. В том числе государство должно субсидировать процентную ставку по кредитам. Собственникам нужно быть грамотными – Наша почта свидетельствует о том, что жители плохо информированы об изменениях, происходящих в ЖКХ, не знают ни своих прав, ни обязанностей… – Да, это так. Считается, что люди ни в чём не разбираются, поэтому за них всё должно делать государство. Или наоборот, что люди с утра до ночи следят через интернет, какой новый закон вышел. На самом деле ни то, ни другое неправда. Как-то родственница поделилась: «Наш дом попал в «общий котёл» регионального фонда по капремонту, а мы хотим иметь свой спецсчёт. У нас инициативная группа собирает подписи». Оказалось, подписи собирают под письмом в прокуратуру, чтобы та заставила администрацию перевести дом на спецсчёт. Я спрашиваю: «Если у вас есть инициативная группа, почему она сразу не собирает подписи для перевода дома на спецсчёт?» А они, как выяснилось, даже не знают, что так можно делать. Я поддерживаю коллег, которые говорят, что у нас есть инициативные люди, но они свою инициативу направляют не туда. Если бы они знали и понимали, что нужно делать, у нас было бы всё существенно лучше. А происходит это потому, что с федерального уровня идёт очень плохая информационная работа. Информации категорически недостаточно с учётом скорости принятия законов. Мы стараемся восполнить этот пробел. У нас есть опыт создания обучающих групп и семинаров для старшего поколения, работают «Университет старшего поколения», школа ЖКХ. Но должны быть серьёзные усилия и со стороны федерального центра. – Алексей Хусяинович, ваши предложения наверняка созвучны мнениям наших читателей. Но как сделать, чтобы они были услышаны федеральными органами власти? – Мы выносим эти и другие предложения на различные общественные дискуссионные площадки, обсуждаем их в профильных министерствах, в Госдуме. Думаю, что в итоге эта работа даст результаты. ИЗ ДОСЬЕ «ЖИЛИЩНОГО ВОПРОСА» Алексей Ситдиков родился в Нижнем Новгороде в 1975 году. Магистр физики и бакалавр экономики. В настоящее время заместитель генерального директора по развитию ПАО «ТНС энерго». Советник генерального директора Национальной ассоциации организаций ЖКХ, депутат городской думы Нижнего Новгорода. Член президиума правления общероссийской организации малого и среднего предпринимательства «Опора России», председатель попечительского совета фонда «Информационно-аналитический центр «Стратегия Нижний». Женат, воспитывает трёх дочерей и сына.

Беседовал Егор ИСАЕВ

Комментарии для сайта Cackle
О проекте
Контакты
Архив
Газета