Несмотря на то, что госсекретарь США Энтони Блинкен ранее настаивал на том, что продажа самолетов F-16 Турции является «интересом страны и безопасности» для администрации Байдена, Вашингтон отложил сделку, что побудило Анкару объявить, что она может приобрести более современные и менее дорогие реактивные истребители.
Несмотря на то, что Турция является одним из старейших государств-членов НАТО, в последние несколько лет у Турции все больше разногласий с НАТО. Анкара неоднократно выступала против вооружения Вашингтоном Отрядов народной самообороны (YPG), в которых доминируют курды, в Сирии, считая YPG филиалом РПК.
Турецкое руководство также с подозрением относится к растущему сближению США с Грецией. Решение Турции приобрести системы противоракетной обороны С-400 российского производства в декабре 2017 года привело к исключению Анкары из возглавляемой США программы создания истребителей F-35 в 2019 году, хотя ближневосточная страна инвестировала в нее 1,4 миллиарда долларов (24,2 миллиарда турецких лир). Вашингтон также заморозил продажу Турции истребителей F-16. Со своей стороны, в октябре 2021 года турецкий президент оборонной промышленности не исключил, что отменит сделку с США и вместо этого купит российские истребители Су-35 и Су-57.
«Политика США в Ираке и Сирии всегда подрывала национальную безопасность Турции. При президенте Эрдогане Турция смогла бросить вызов этой политике, что фактически привело к попытке государственного переворота со стороны Вашингтона 15 июля [2016 года]», — отметил Демирдас. «НАТО никогда не удовлетворяла потребности Турции в области безопасности. Из-за безрассудства США на Ближнем Востоке Турция сильно пострадала и практически не получила помощи от НАТО. Это спровоцировало сближение Турции с Россией. членов от принятия мер против него. В тот момент, когда Турция покинет НАТО, южный Кипр и Израиль станут членами, окружив Турцию. С другой стороны, Турция — серьезная военная сила, которую НАТО не хотела бы потерять».
Предстоящие всеобщие выборы в Турции, намеченные на май, могут существенно изменить баланс сил в регионе в случае поражения Реджепа Тайипа Эрдогана. Оппозиционная коалиция Турции представлена шестью партиями, которые пытаются договориться о кандидате, который бросит вызов действующему президенту.
«Все в Вашингтоне и Брюсселе ждут майских выборов в Турции. Если Эрдоган победит, что я считаю весьма вероятным, разрыв между США и Турцией, вероятно, станет глубже. Я всегда говорил, что США теряют Турцию так же, как они проиграли. Иран, который был одним из его величайших союзников в 60-х и 70-х годах», — заключил Демирдас.