Беспомощности тоже учат

390
5 минут
Беспомощности тоже учат
Психотерапевт рассказывает о том, почему мы не меняем свою жизнь к лучшему Нижегородский социальный проект «Университет старшего поколения» продолжает снимать видеоролики для дистанционных курсов, созданных для тех, кто по каким-то причинам не может присутствовать на занятиях. Всё лето организаторы готовили материалы и выпустили уже более 20 видеоуроков по праву, психологии, садоводству, краеведению, физкультуре, компьютерной грамотности. IMG_0140Недавно в Университете прошли съёмки новых видеоуроков по психологии. Автор курса — давний друг проекта, психолог и психотерапевт Денис Осин. На протяжении нескольких сезонов его лекции пользуются огромной популярностью среди слушателей Университета. Новый видеоурок посвящён выученной беспомощности — состоянию человека, при котором он не предпринимает попыток к улучшению своего состояния, хоть и имеет такую возможность. Впрочем, по словам Осина, выученная беспомощность бывает и у животных. Кстати, именно с них началось изучение этого явления. ОТ СОБАК К ЛЮДЯМ В 1967 году американский психолог Мартин Селигман ставил эксперимент на формирование у собак условного рефлекса: исследователи давали звук определённой тональности и били животных, помещённых в закрытые клетки, током. Предполагалось, что у собак выработается условный рефлекс страха перед этим звуком. После нескольких повторений исследователи открыли клетки, но, вопреки их ожиданиям, собаки не предпринимали никаких попыток убежать и избавиться от звука. Это заинтересовало экспериментаторов, и они продолжили опыты. Взяли три группы собак: первая могла отключить удар током, вторая — не могла, то есть, зависела от первой группы, а третья — не получала ударов. Позже всех собак поместили в одну клетку с невысокими стенками, которые можно было легко перепрыгнуть. В итоге убегали первая и третья группы собак, а собаки из второй группы, которые не могли повлиять на прекращение ударов током в начале эксперимента, продолжали оставаться в клетке, хотя им и было больно. Позже другие психологи, Элен Лангер и Джудит Роден, поставили подобный эксперимент на людях. Он был более гуманным: на этот раз обошлись без тока. В доме престарелых одна груп па добровольцев могла влиять на свою жизнь — выбирать фильмы, занятия, музыку, цветы на подоконниках, а вторая — нет, она должна была следовать тем правилам, которые ей дали. Появилась интересная закономерность: те люди, кто не мог влиять на свою жизнь, начали болеть, чувствовали себя более немощными и слабыми, у них ухудшалось настроение. Те, кто мог менять свою жизнь, наоборот, меньше болели и чувствовали себя сильными. И даже количество лет, которые они в итоге прожили, значительно отличалось. ОТКУДА ИДЁТ И КУДА ПРИВОДИТ Внешне выученная беспомощность может проявляться в общем снижении защитных функций организма, начиная от частых простуд до более серьёзных заболеваний, в появлении так называемых психосоматических расстройств, общей тревожности, апатии. Она формируется в связи с тремя факторами. Во-первых, это отсутствие возможности влиять на свою жизнь. Во-вторых, наблюдение за беспомощными людьми. Яркий пример — просмотр негативных новостей по телевизору или в социальных сетях. А третий фактор — отсутствие самостоятельности в детстве, когда родители делали всё за детей и не давали им возможности сформировать свою самостоятельность. И ДЕТИ ТУДА ЖЕ Взрослым в первую очередь важно понимать, что если ребёнок не может влиять на какую-то часть своей жизни, у него будет формироваться выученная беспомощность. Он будет более пассивным, в перспективе более депрессивно настроенным, могут появиться проблемы со здоровьем. Второй фактор — наблюдение беспомощных людей. Это тоже сильно влияет на детей. Они учатся подражанию: смотрят на то, что мы делаем, что говорим и как действуем. Например, если вы запрещаете ребёнку переходить дорогу на красный свет, но сами переходите, он тоже будет бегать на красный свет. Соответственно, если ребёнок часто видит состояние беспомощности у родителей, бабушек, дедушек, он учится вести себя беспомощно. Наконец, выученная беспомощность возникает у ребёнка тогда, когда родители готовы сделать всё за него. Взрослые уверены, что они проявляют заботу о ребёнке, а иногда делают что-то за него, просто чтобы сэкономить время. Ведь большинство действий у родителя занимают гораздо меньше времени, чем у ребёнка. Из-за этого он учится бездействию и перестаёт влиять на свою жизнь. ДАЙТЕ ВЫБОРIMG_0154 Что же делать, чтобы у детей не формировалась выученная беспомощность? Во-первых, говорит психолог, нужно давать ребёнку право решать. И чем он старше, тем больше должна быть часть жизни, на которую он может влиять. Если маленький ребёнок может решать, какой выбрать сок, какой посмотреть мультфильм, то подростку необходима бо́льшая возможность влиять на свою жизнь. Нужно договариваться с ним о том, за какие сферы своей жизни он будет отвечать и где его право влиять на свою жизнь. Например, он может определять свой распорядок дня (при условии, что уроки сделаны), выбирать, в какую секцию ходить. Все мы время от времени попадаем в ситуации беспомощности: бываем растерянными, напуганными, не знаем, что делать. Отчасти это нормально, считает Осин. Но родителям нужно постараться, чтобы ребёнок видел их как можно меньше в таком состоянии, особенно если оно затягивается. Родителям важно помнить, что делать что-то за ребёнка, когда он может это сделать сам, нежелательно. Таким образом мы не только формируем выученную беспомощность, но и поощряем его инфантильность. Если учитывать эти факторы и избегать их, то, скорее всего, ребёнок будет более активным, подвижным, бодрым. Самое важное, он будет верить в то, что может как-то повлиять на свою жизнь, и предпринимать действия, которые будут её улучшать. А взрослым Осин рекомендует в ситуациях, когда мы не можем на что-то влиять, находить те части своей жизни, на которые повлиять можно: выбирать, что читать, изучать, что надевать, гулять или остаться дома, что есть и т. д.

Screenshot_4

Елизавета БУЛДАКОВА

Фото автора

Комментарии для сайта Cackle