Когда привычки вредны

1580
7 минут
Как защитить себя от мошенников, обезопасить себя на дороге и куда обращаться за правовой помощью Про пожилых часто говорят, что они относятся к наименее защищённым слоям населения. Однако слушатели Университета старшего поколения, пожалуй, могут дать фору многим молодым людям. Ни один учебный сезон в проекте не обходится без курса «Финансовая и правовая грамотность», но организаторы не упускают возможности провести дополнительные лекции, которые помогают нижегородцам старшего возраста постоять за себя. Одну из таких лекций Университет организовал совместно с аппаратом Уполномоченного по правам человека в Нижегородской области, сотрудниками полиции и активистами нижегородского благотворительного фонда «СтопДТП». Занятие было посвящено защите прав пожилых нижегородцев и профилактике происшествий с их участием. ПРИХОДИТЕ ЗА ПОМОЩЬЮ Участников мероприятия поприветствовала Уполномоченный по правам человека (УПЧ) Надежда Отделкина: — Мы с руководителем Университета старшего поколения Оксаной Дектерёвой сотрудничаем достаточно давно. Идея провести такое занятие пришла нам в голову в канун Дня пожилого человека. Нам было крайне важно сделать для вас интересное и полезное занятие, потому что мы получаем много разных вопросов от нижегородцев старшего возраста. Вы сможете получить новую информацию, задать вопросы, а потом поделиться знаниями со своим окружением. А чем больше мы будем передавать свои знания, тем больше будем чувствовать себя в правовой защищённости от неблагоприятных ситуаций. Начальник отдела жилищного и земельного права аппарата УПЧ Наталья Левичева рассказала слушателям Университета о ежемесячной денежной компенсации в жилищной сфере, субсидии на оплату ЖКХ, компенсации за капремонт. Она объяснила, как рассчитываются данные льготы и кому они положены, а также сообщила, что обращаться в аппарат УПЧ можно не только тогда, когда нарушены права, но и просто для получения юридической консультации. Фото262 Начальник отдела гражданского и социального права Екатерина Муратова пригласила слушателей Университета на консультации по вопросам пенсионного обеспечения, льгот, компенсаций и принудительного исполнения судебных решений. Например, аппарат УПЧ может помочь в ситуациях, когда у граждан после удержания с них средств по исполнительным документам остаётся достаточно скромный уровень дохода. А начальник отдела по взаимодействию с правоохранительными органами Владимир Окмянский рассказал про работу с людьми, отбывающими наказание, с обвиняемыми по уголовным делам, с потерпевшими от преступлений, которым полиция или следственный комитет отказали в возбуждении уголовного дела. Зачастую аппарату УПЧ удаётся объединить единичные обращения граждан, доказать, что имело место мошенничество со стороны какой-либо организации, и привлечь её к ответственности. — Очень полезная информация, особенно для пенсионеров, — отметила слушательница Университета старшего поколения Галина Доронина. — Рассказали о бесплатных консультациях, дали телефонные номера, по которым можно обращаться. СОВРЕМЕННЫЕ МОШЕННИКИ И ГДЕ ОНИ ОБИТАЮТ Отдельный блок занятия был посвящён противодействию мошенничеству. Начальник управления организации деятельности участковых уполномоченных полиции и подразделений по делам несовершеннолетних главка полковник полиции Владимир Тимофеенко рассказал о том, какие способы обмана наиболее распространены в последнее время. Мошенники ежедневно совершенствуются, придумывают всё новые и новые методы. Один из них — позвонить жертве, сообщив все её персональные данные. Человек думает, будто ему звонят из банка. Жертву втягивают в разговор, а потом просят назвать номер её банковской карты и три кодовые цифры с обратной стороны. Затем её просят ничего не делать, не класть трубку и сообщить код из только что поступившего СМС. Человек сообщает код и прямо во время телефонного разговора остаётся без денег. Тимофеенко подчеркнул, что настоящие сотрудники банков не спрашивают пин-коды или коды из СМС, не пытаются узнать персональные данные, так как они уже есть в системе, а при необходимости они просто блокируют карту, не уточняя, какие операции вы по ней сегодня совершали. Ещё одна ситуация: идёте вы спокойно в магазин, и тут из подъезда вылетает взъерошенная женщина, говорит, что на вас порча. Следом из подъезда выбегает ещё одна женщина, несётся к первой, благодарит её за спасённую жизнь, пытается ей подарить что-то ценное. Ну прямо чудо происходит на ваших глазах! Если вы стали свидетелем такого спектакля, наберите 02, подойдите к человеку, которого пытаются сделать жертвой, и попытайтесь его остановить. Иногда мошенники приходят к нам домой, например, под видом сотрудников ЖКХ. Они даже показывают договоры — втираются в доверие. Жертва открывает дверь, приходит ещё один человек, который вызывает сантехника. Появляется сантехник и начинает что-то чинить, а в это время приходит ещё один преступник, который обчищает квартиру. — Если такое происходит, сразу звоните по телефону 02 или участковому оперуполномоченному. — советует Тимофеенко. — Когда вам что-то нужно сделать по части ЖКХ, обратитесь к старшему по подъезду, он приведёт нормального специалиста. По его словам, нужно быть особенно бдительным рядом с крупными сетевыми продуктовыми супермаркетами: там часто обитают злоумышленники. Причём современные мошенники — настоящие мастера перевоплощения. Они носят парики, меняют одежду после совершения преступлений, используют косметику для изменения внешности. Встретив их завтра на улице, вы можете их не узнать. Сотрудник полиции порекомендовал не пускать посторонних в дом, советоваться с близкими, если что-то вызывает сомнения, не принимать на веру то, что говорят незнакомцы, и не покупаться на улыбки. Слушателям Университета старшего поколения также показали несколько видеороликов о том, как не стать жертвой преступников, и раздали буклеты, подготовленные сотрудниками МВД. ПЕШЕХОД ТОЖЕ ДОЛЖЕН ДУМАТЬ Заместитель начальника отдела пропаганды безопасности дорожного движения Управления ГИБДД областного главка подполковник полиции Дмитрий Мацкевич напомнил участникам занятия о важности соблюдения правил дорожного движения. По его мнению, хоть перед ГИБДД и стоит задача обеспечить безопасность граждан на дороге, каждый человек должен и сам подумать о своей безопасности. ДТП с участием пешеходов происходят постоянно. Чаще всего пожилые люди руководствуются тем, что они всю жизнь переходили дорогу в определённом месте, а в другом им неудобно. Фото2610— Мы хотим, чтобы вы понимали, что короткий и привычный путь — не самый безопасный. — подчеркнул Мацкевич. — К сожалению, не всегда можно установить пешеходные переходы там, где люди привыкли переходить. Мы должны сделать так, чтобы транспорт не встал, учесть удобство для пешеходов, но иногда это очень сложно сделать. Сейчас машины повсюду, поэтому переходить дорогу  как раньше нельзя. Переходите там, где водитель ожидает вас увидеть, то есть на пешеходном переходе. Ещё одна проблема, особенно сейчас, — незаметность пешеходов для водителей. Осень, рано садится солнце, тёмная немаркая одежда на большинстве. В таких условиях водитель, который едет с ближним светом фар, замечает пешехода, переходящего дорогу, лишь за 30–50 метров до него. А тормозной путь автомобиля при скорости 60 км/ч составляет 30 метров. Задача каждого пешехода, подчёркивает подполковник Мацкевич, стать заметными на дороге. Для этого нужно использовать световозвращающие элементы. Благодаря им водитель видит пешехода за 100–150 метров, то есть в 3–4 раза раньше. Представитель ГИБДД продемонстрировал один из самых простых световозвращающих элементов — круглую подвеску диаметром 5 сантиметров. Такие «кулоны» продаются в автомобильных, книжных, детских магазинах и стоят 20–30 рублей. Размещать светоотражатели можно где угодно, главное, чтобы при переходе через дорогу на них падал свет. По оценкам исследователей, в сумерки шанс попасть под колёса со световозвращающими элементами ниже на 15 %, а ночью — на 70 %, то есть можно избежать 7 из 10 несчастных случаев. Участники занятия получили небольшие символические подарки — световозвращающие ленточки — от благотворительного фонта «СтопДТП». Его активист Сергей Малютин призвал присутствующих при необходимости обращаться в фонд, чтобы получить  юридическую, психологическую, финансовую помощь после ДТП. После занятия все желающие смогли проконсультироваться у сотрудников аппарата УПЧ и полиции.

Елизавета БУЛДАКОВА

Фото автора

 
Комментарии для сайта Cackle