НЕтрафаретная печать

321
3 минуты
НЕтрафаретная печать
Студенты УСП посетили необычную выставку в Арсенале Этот год для слушателей Университета старшего поколения был богат на всевозможные экскурсии. Последняя такая была организована в Государственный центр современного искусства «Арсенал». Сейчас там проходит выставка «Нетрафаретная печать». Проект работает в Арсенале в рамках программы «Графический кабинет». Тема выставки связана с деятельностью Московской студии шелкографии — первой отечественной студии печати в этой технике.IMG_2568 Что же такое шелкография? В первую очередь это вид трафаретной печати, при которой используется печатная форма. Как правило, современные формы представляют собой металлическую рамку, внутри которой закреплена нейлоновая сетка. Часть сетки обрабатывается специальной фоточувствительной эмульсией, которая под воздействием ультрафиолетовых лучей запекается и остаётся в ячейках сетки. Остальные участки сетки, наоборот, пропускают краску. Краска наносится на сетку и распределятся по ней с помощью скребка под названием «ракель». Считается, что родина шелкографии — Китай, а доработали и улучшили метод в Японии, в XII – XIV веках. Но есть и другая версия: шелкография возникла в Средиземноморье, где-то между Месопотамией и Финикией. Там находят матрицы, которые позволяли создавать изображения по принципу «множительной системы». В XVIII столетии шелкография проникла во Францию и Англию и оттуда распространилась по всему миру. До середины прошлого века шелкографию применяли в промышленном дизайне и полиграфии, но потом к ней обратились художники самых разных направлений — Марсель Дюшан, Энди Уорхол, Роберт Раушенберг, Джексон Поллок, Виктор Вазерелли и многие другие. Шелкография стала разновидностью авторского печатного искусства с особым выразительным языком. В СССР шелкография применялась небольшими артелями при создании плакатов и агитационных стендов. Также в Москве были художники, которые пробовали самостоятельно работать с этой техникой. Они экспериментировали с красками, материалами и создавали уникальные, но, увы, несовершенные и недолговечные произведения. «Московская студия шелкографии» стала первой профессиональной художественной мастерской печати, где использовались экологически чистые краски нового поколения. Студия открылась в 1990 году и работает до сих пор в стенах Российской академии художеств. В 1990-х она стала одним из крупнейших художественных и педагогических проектов современного искусства. На выставке можно провести несколько часов. Около каждого произведения хочется задержаться, рассмотреть детали, прочесть описание. Некоторые картины просто завораживают. Например, произведение «Картины ветра» формально создано тремя авторами — медиахудожником Андреем Суздалевым, скульптором Ольгой Хан и художником-мифотворцем Леонидом Тишковым. Но главным его создателем можно считать... ветер. Именно он водил специально закреплёнными кистями по бумаге, выписывая тушью свои таинственные знаки. Происходило это на крыше московской многоэтажки — там, где встречаются два мира, человеческий и небесный. Позднее письмена ветра были размножены с помощью трафаретной печати и продемонстрированы на выставке. В произведениях художника Бориса Бельского огромные по своим размерам и разрушительной силе военные крейсеры объединяются своими «телами» с пространствами готических соборов — «нефами». Слово «неф» переводится с латинского языка как «корабль», являясь последним рубежом защиты и спасения человека перед лицом внешней опасности. По словам самого художника, он «сочиняет корабли». Для него они — символ мечты, проекта и нереализованных возможностей. Работы художника Евгения Семёнова подтверждают, что в попытке совместить  абсолютно несовместимые вещи творец может зайти очень далеко. В своем графическом цикле «Ода к радости, или Angry Birds прилетели» художник соединил два языка — классического искусства и современной массовой культуры. Используя традиционный метод работы с шелкографическим трафаретом, он подвергает свои работы искусственной компьютерной обработке. А ещё на выставке представлены графические листы и серии, постеры, работы в формате книги художника, документальные материалы — видеоролики, фотографии, выставочные каталоги. Взглянуть на них и поближе познакомиться с техникой шелкографии нижегородцы смогут до 2 декабря.

Елизавета БУЛДАКОВА Фото автора

Комментарии для сайта Cackle