• О проекте
  • Контакты
  • Архив
  • Газета
  • Видео 

Монетки, поцелуи, щелбаны

291
5 минут

10 упражнений мелкой моторики рук для укрепления мозга

С осени прошлого года Университет старшего поколения при поддержке Фонда президентских грантов реализует проект «Центр памяти», направленный на профилактику и борьбу с деменцией. Проект предусматривает не только проведение занятий для развития и сохранения когнитивных функций, но и просветительскую деятельность — распространение информации о деменции в формате печатных материалов и видео. Недавно Университет выпустил видеоурок, в котором преподаватель Центра памяти Наталья Северухина рассказывает об упражнениях на мелкую моторику, положительно влияющих на память. «Жилищный вопрос», как обычно, делится полезным материалом со своими читателями.

Великий немецкий философ Иммануил Кант, живший в конце XVIII–начале XIX века, писал: «Рука – это вышедший наружу мозг человека». А уж современные нейробиологи и психологи давно доказали связь между мозгом и мелкой моторикой рук. Поэтому при развитии детей большое внимание уделяется работе с руками. Но и в пожилом возрасте развитие мелкой моторики положительно влияет на мозг, особенно на те его отделы, которые отвечают за память и речь. Кроме того, гимнастика позволяет активизировать точки на пальцах, которые помогают нам быть более собранными, активными и нацеленными на результат.

Разминка

Итак, гимнастика начинается с разминки. Она взята из методики су-джок терапии. Для начала руки нужно разогреть. Потираем ладони друг о друга — сначала медленно, потом ускоряемся, трём максимально быстро, затем снова замедляемся. Почувствуйте, как руки согреваются, кровь приливает к кончикам пальцев. Снова растираем, только теперь делаем движения, похожие на мытьё рук, чтобы задействовать тыльные стороны кисти. Далее растираем запястья и снова потираем ладони друг о друга, как в первом разминочном упражнении.

Ещё одно подготовительное упражнение — массаж пальчиков. Складываем пальцы одной руки в щепотку и «обнимаем» ими кончик одного из пальцев на другой руке. А теперь, слегка надавливая, скользим «щепоткой» по пальцу — от кончика к основанию. Делаем массаж каждого пальчика на обеих руках.

Упражнение 1

Первое упражнение называется «кнопочки», выполняется одновременно обеими руками. Ногтями больших пальцев мы делаем лёгкие покалывания подушечек всех остальных пальцев. Каждый пальчик покалываем несколько раз, достаточно активно. Идём от указательного пальца к мизинцу, а затем обратно.

Упражнение 2

Следующее упражнение — «монетки». Представьте, что вы держите между большим и указательным пальцем монетку. Потрите её. А теперь сделайте то же самое для всех пальцев — от указательного до мизинца и обратно.

Упражнение 3

В следующем упражнении нужно делать «щелбаны». Нет, не кому-то, а просто в воздухе. Так же как и в других упражнениях, выполняем для каждого пальчика — от указательного до мизинца и обратно. Но здесь ещё не забываем и про большой палец: им тоже нужно попытаться сделать щелбаны.

Упражнение 4

Теперь соедините на обеих руках большой и указательный пальцы, будто вы держите щепотку соли. Приблизите руки друг к другу так, чтобы кончики пальцев, сложенных в щепотку, соприкасались. А затем раскрываем сложенные пальцы и растягиваем. Снова соединяем их в щепотки и разводим руки. Делаем для каждого пальца. А затем складываем все пальцы в щепотку и выполняем упражнение. При раскрытии каждый палец упирается в подушечку соответствующего пальца на другой руке, получается как бы звезда из руки, хорошо её тянем. Затем выполняем упражнение для каждого пальчика в обратной последовательности — от мизинца к указательному.

Упражнение 5

Следующее упражнение называется «поцелуйчики». Соединяем ладошки так, чтобы каждый палец на всю длину соприкасался с соответствующим пальцем на другой руке. А теперь «целуемся» пальчиками. Сначала отведите друг от друга большие пальцы, соедините, вновь отведите. Делайте активные быстрые движения, это должно быть похоже на постукивания пальчиков друг для друга. Выполните «поцелуйчики» для каждой пары пальцев — от больших до мизинцев и обратно. Следите, чтобы ладони во время всего упражнения остаются сомкнутыми, а пальцы, кроме тех, которыми вы делаете похлопывания, не двигались.

Упражнение 6

Теперь с силой сжимаем руки в кулаки. И на каждые три счёта отгибаем по очереди пальцы на обеих руках. Отогнули большие пальцы, и считаем —«раз, два, три», отогнули указательный, опять считаем — «раз, два, три», отогнули средний. И так далее до конца. Теперь смыкаем пальцы обратно в кулак, начиная с мизинца, так же считая до трёх на каждом пальце.

Упражнение 7

Далее переходим к одному из самых сложных упражнений «крючки». Делаем крючки из обоих указательных пальцев и зацепляем их друг за друга. А теперь пытаемся отвести руки в разные стороны, не выпрямляя указательные пальцы. Потяните несколько секунд. Выполните для каждой пары пальцев, а затем в обратном порядке, не забывая про большие пальцы — из них тоже нужно сделать «крючки», зацепиться и потянуть.

Упражнение 8

А теперь вспомните жест, который вы делаете, когда хотите кого-то подозвать. Обычно это называется «поманить пальчиком». Так вот в этом упражнении мы будем «манить» сразу обеими руками, каждой парой пальцев по очереди. Сначала маним указательными, затем средними, и так до конца и потом в обратной последовательности. Большими пальцами тоже нужно «поманить».

Упражнение 9

Следующее упражнение: положите руки на стол ладонями вниз. Теперь по очереди отгибаем от стола каждую пару пальцев. Остальные пальцы при этом не должны отрываться от поверхности. Сложнее всего это будет сделать для безымянных пальцев. Как и ранее, доходим до мизинцев и выполняем упражнение в обратном порядке, включая пару больших пальцев.

Упражнение 10

Наконец, последнее упражнение — «ложбинки». В нём мы пытаемся дотянуться большим пальцем по очереди во все ложбинки у основания пальцев — сначала между указательным и средним, затем между средним и безымянным, затем между безымянным и мизинцем. Повторяем в обратном порядке.

Как видите, все упражнения несложные и быстрые. Даже чтение этой статьи заняло у вас больше времени, чем выполнение упражнений. Но помимо гимнастики для развития мелкой моторики необходимо выполнять и другие упражнения — на баланс, концентрацию внимания и т.д. О них мы расскажем в других статьях. Посмотреть этот и другой видеоуроки Университета старшего поколения можно на сайте старшеепоколение.рф, на youtube-канале проекта и на его страницах в социальных сетях.

Читайте также

Комментарии для сайта Cackle
О проекте
Контакты
Архив
Газета