Слушателям Университета старшего поколения рассказали про одну из красивейших улиц в историческом центре Москвы
Интернет даёт возможность за считаные секунды оказаться совсем в другом месте. На этой неделе слушатели Университета старшего поколения «побывали» в Москве, на Кузнецком мосту, правда не вживую, а на онлайн-экскурсии, которую провела кандидат исторических наук, доцент кафедры управления Российского государственного гуманитарного университета Светлана Горелова.
Почему же Кузнецкий мост называется именно мостом? Ведь выглядит он как обычная улица. Дело в том, что мост сейчас находится под землёй, а раньше он связывал берега речки Неглинки. Потом реку взяли в трубу, а над трубой выложили улицу, которая так и называется — Неглинка. Мост был законсервирован, засыпан песком со специальными химикатами, и, по сути, сейчас под нашими ногами исторический объект в идеальном состоянии.
XIX век — время расцвета для Кузнецкого моста, век блестящих витрин и ресторанов. Сюда приезжали обеспеченные люди, чтобы прогуляться. Но нельзя было прогуляться просто так: нужно было соблюсти все правила — как кланяться, какую шляпу надеть в том или ином случае, когда надеть перчатки, когда открыть зонтик, а когда закрыть. Конечно, такая атмосфера способствовала тому, что на Кузнецком мосту стали появляться самые дорогие заведения. А промышленных предприятий там не было, поэтому ничто не загрязняло и не портило внешний вид этого места.
Доходный дом князя Гагарина
Экскурсия начинается с доходного дома князя Гагарина. Изначально он строился как торговый пассаж. В основном в нём были торговые помещения, но кроме них — кафе и фирмы, которые мы бы сейчас отнесли к сфере услуг.
Слева от центрального входа находится арка, и там была первая в Москве фотостудия, которая называлась «Мёбиус». Это сейчас мы можем за день сделать хоть сотни фото, но раньше «фотосессия» была для людей особенным мероприятием — её планировали, к ней готовились. Именно в Мёбиусе были сделаны фотопортреты многих известных людей: актёров, политиков, поэтов. А сейчас в арке находится кафе, которое тоже называется «Мёбиус», правда, к тому самому Мёбиусу отношения никакого не имеет.
Когда Кузнецкий пассаж был крупным заведением, в нём не было магазинов с ширпотребом или дешёвыми товарами. Всё было очень дорого — роскошные французские платья, шляпы, тончайшие перчатки, шикарные товары для оформления дома… А ещё в здании было несколько квартир, которые сдавались внаём.
С двух сторон от доминирующего окна Кузнецкого пассажа расположены грифоны — мифические существа, объединяющие противоположности — добро и зло, чёрное и белое. Сейчас их крылья такого же цвета, как и туловища, но в целом, отмечает Светлана Горелова, у «правильных» грифонов крылья должны быть золотыми или белыми. Если где-то увидите грифона, погладьте его по крыльям, попросите его о чём-то хорошем, и существо будет вас оберегать и оборачиваться к вам своей положительной стороной.
Тверское подворье
Рядом с Кузнецким пассажем расположено здание, которое удивляет даже многих москвичей —Тверское подворье. Дело в том, что с улицы его не видно, а в арки сейчас мало кто заходит, вот оно и остаётся скрытым от глаз прохожих.
Здание появилось в 1620 году и было резиденцией тверского архиепископа Пафнутия. Сначала было деревянным, но в следующем веке стало перестраиваться в белокаменное. Всего теремов было семь. Среди построек были не только те, которые служили нуждам архиепископа, но и помещения для получения прибыли, например гостиница, квартиры, сдаваемые внаём. Здесь же располагался популярный ресторан «Венеция», подробно описанный в книге Владимира Гиляровского «Москва и москвичи».
Судьба Тверского подворья достаточно печальна. Со временем палаты стали разрушаться. Но к середине 90-х «живыми» были четыре палаты из семи. Интересно, что там были распложены коммунальные квартиры. Конечно, условия в них были далеки от идеальных — с удобствами совсем плохо, поэтому расположенные неподалёку бани всё ещё были актуальны.
В середине 90-х власти Москвы объявили конкурс на реставрацию подворья, и выиграла его компания, не имевшая никакого отношения к реставрации. В одну ночь из оставшихся четырёх палат были снесены три. Архитектурная общественность города даже ахнуть не успела — никто просто не ожидал такого. Конечно, архитекторы пытались возмущаться, обращались в суды, но безрезультатно. Более того, компания, проводившая «реставрацию», ещё и получила благодарность от московской мэрии.
Банк Полякова
Следующее здание — Московский международный банк Л.С. Полякова, расположенный на углу Кузнецкого моста и улицы Рождественки. Оно изначально строилось именно как банк: его мощь, величие как бы говорят: «Несите сюда деньги, здесь надёжно».
В этом же здании находился ресторан «Квисисано». Нам кажется, что возможность покупать еду в автоматах — это что-то новое, появившееся относительно недавно. Но уже тогда, в самом начале XX века, этот ресторан специализировался на продаже еды через автоматы — в одних можно было купить бутерброды, пирожки, плюшки, в других — готовые горячие блюда. А кроме того, в ресторане висели рюмочки, как в современных барах, в которые можно было наливать любой алкоголь.
Доходный дом Третьяковых
Ещё одно угловое здание, на противоположной стороне Рождественки, — это доходный дом братьев П. М. и С. М. Третьяковых, предпринимателей, меценатов, создателей Третьяковской галереи. Для строительства дома они пригласили архитектора Александра Каминского, что неудивительно, ведь он был мужем их сестры Софьи Третьяковой.
Часть дома со стороны Рождественки тоже занимал банк. Это был французский банк «Лионский кредит», на тот момент хорошо представленный в Петербурге и решивший расшириться. Примечательно то, как хранились сейфы. Они были герметичными, находились в подвале и на ночь заливались водой. Благодаря тому, что здание стояло под уклоном, вода могла стекать в расположенную рядом речку Неглинку.
Другую часть дома — вдоль Кузнецкого моста — арендовал известный тогда художник Джузеппе Дациаро. Он работал в технике литографии. Его произведения были тонкими, красивыми и очень ценились, они висели в императорских дворцах, их вручали послам. В доходном доме Третьяковых жила семья художника, здесь же была его мастерская и магазин, в котором можно было купить его литографии.
Московский дом художника
Следующее здание — Московский дом художника. Точнее оно им стало в советские годы. Владение, на котором находится современное здание, несколько раз меняло собственников. Наконец, в конце XIX века оно перешло промышленнику, владельцу чугунолитейных заводов Ф. К. Сан-Галли, и по его заказу архитектор А. А. Мартынов соединил остеклённым чугунным сводом два существовавших ранее одноэтажных строения. Пассаж Сан-Галли стал настоящим центром искусства и моды, в котором располагались лавки и проводились выставки.
Меха Михайлова
Интерес представляет здание на противоположной стороне улицы — Кузнецкий мост, 14. Оно было построено по заказу меховщика А. М. Михайлова архитектором А. Э. Эрихсоном. В нём располагалась меховая фабрика, и это было единственное промышленное предприятие, расположенное на Кузнецком мосту.
Михайлов — человек, который поднялся с низов и выстроил меховую империю, о его изделиях мечтали модницы по всему миру. Многие передовые технологии внедрялись в первую очередь на его производстве. Идея хранить меховые вещи в холодильниках тоже принадлежит именно Михайлову. Неподалёку от фабрики располагались четыре его холодильника, один из которых — на Большой Дмитровке — функционирует до сих пор.
В советское время в здании располагался Общесоюзный дом моделей одежды. Он знаком многим — там можно было купить за копейки бумажные выкройки. Но, кроме этого, дом моделей создавал коллекции одежды для швейных фабрик, проводил обучение и «обшивал» многих известных людей.
В литературе и кино
В здании по адресу Кузнецкий мост, 9, доме сенатора Шавана, располагался популярный ресторан «Яр». Его открыл француз Транкиль Ярд. В ресторане любил бывать Пушкин с друзьями, там они читали свои произведения, обсуждали, критиковали. Ресторан упоминается в произведениях Пушкина, Толстого, Тургенева, Герцена.
Ещё одно примечательное здание — бывший доходный дом Алексея Хомякова, построенный в стиле модерн по проекту архитектора И. Иванова-Шица. Но дом известен не только благодаря своей архитектуре: именно он был снят в фильме «Служебный роман». По сюжету, там находилась организация, в которой работали главные герои ленты.
Источник фото: | ru.wikipedia.org | pastvu.com | oldmos.ru | community.livejournal.com | oldmos.ru | www.art-media.su | www.oldmos.ru |
Фото: |
http://commons.wikimedia.org/wiki/User:Moreorless, http://commons.wikimedia.org/wiki/User:Sigwald, http://www.flickr.com/people/21249505@N08
|