• О проекте
  • Контакты
  • Архив
  • Газета
  • Видео 

Слушатели Университета старшего поколения «побывали» на виртуальной экскурсии в Арсенале

387
6 минут
Слушатели Университета старшего поколения «побывали» на виртуальной экскурсии в Арсенале

В начале февраля в Волго-Вятском филиале ГМИИ им. А.С. Пушкина открылась выставка известного французского фотографа Жерара Юфера «Один день в музее». В период пандемии в Арсенале соблюдаются все рекомендации по профилактике коронавируса. И всё же для людей в возрасте любой выход из дома — дополнительный риск. Понимая это, Университет старшего поколения и Арсенал провели для слушателей проекта онлайн-экскурсию по выставке. С творчеством фотографа слушателей УСП познакомила ведущий специалист культурно-просветительского отдела Арсенала Полина Спорышева.

От моды до театров

Жерар Юфера — один из самых знаменитых французских фотографов. Он начинал как фотожурналист и репортёр, и, по всей видимости, оттуда идёт его умение наблюдать за людьми и выхватывать интересные кадры. Всему миру он известен как fashion-фотограф, с одинаковым любопытством изучающий и то, что происходит на подиумах, и модное закулисье.

Еще одна сфера интересов Жерара Юфера – театр. Он большой поклонник оперы и балета, и создал серию книг, посвящённых крупнейшим мировым оперным театрам. Жерар Юфера стал одним из немногих фотографов, которых пригласили делать снимки для книги о реконструкции Большого театра, проходившей с 2005 по 2011 год. Фотохудожник является обладателем престижных международных премий, автором 14 книг, а его выставки организовывались во многих галереях и музеях мира.

Остроумный фоторассказ

Сейчас в Арсенале можно увидеть более ста работ Жерара Юфера, которые, по сути, посвящены посетителям музеев. Проект даёт возможность зрителям познакомиться с остроумным «фоторассказом» о гостях музеев, посмотреть на себя со стороны и задуматься о своём отношении к искусству.

В этом проекте Жерар Юфера — не просто фотограф, но и антрополог, социолог. Он всей душой полюбил музеи ещё будучи подростком. В юности Юфера жил в пригороде Парижа и почти не бывал в столице. Однажды вместе с друзьями, такими же подростками, они договорились каждую неделю ездить в Париж и посещать столичные музеи, открывать для себя город с их помощью. Эта традиция прижилась и вылилась в любовь к искусству на всю жизнь.

Судя по словам фотографа, он наблюдает в последние годы всплеск интереса к искусству. Людям нравится проводить в музеях свободное время еще и потому, что сами музеи изменились. Теперь это не какое-то сакральное место, где нужно вести себя тихо и смирно, благоговея при виде экспонатов. В музеях теперь кипит жизнь, там проходят различные массовые акции типа Ночи музеев, перформансы, кинопоказы, концерты, поэтические вечера.

В погоне за кадром

Сотрудник Арсенала Полина Спорышева рассказала, что в ходе подготовки к выставке ей с коллегами удалось пообщаться с Жераром Юфера. Оказывается, идея проекта зрела довольно долго, и фотохудожник вообще сомневался, что этот проект стоит затевать. И в конце концов он решил, что нужно пойти в музей и фотографировать там один день – если получится снять хотя бы один удачный кадр, то проекту быть. Юфера выбрал Лувр, и в этот день ему удалось сделать кадр, который стал началом проекта. Это фото экскурсовода, которая эмоционально раскинула руки, рассказывая посетителям про картину Жака Луи Давида «Коронация Наполеона и императрицы Жозефины». По словам фотографа, эта фотография очень важна для него в плане понимания роли искусства и музеев в жизни людей. Потому что в ней есть и развлечение, и общение, и передача памяти о важных исторических событиях от поколения к поколению.

В своем интервью сотрудникам музея Жерар Юфера рассказал историю создания еще нескольких фотографий, вошедших в проект. Например, он говорил о том, как долго ему пришлось выжидать нужный момент, чтобы получился красивый кадр с целующейся парочкой в филиале Лувра в городе Ланс, или практически на коленях дежурить у фотоаппарата, чтобы подловить момент, когда посетитель Большой галереи эволюции сунул голову в пасть чучелу огромной рыбы. Видео этих рассказов будут выложены на сайте Арсенала, а также будут доступны в выставочных залах по QR-кодам в конце февраля.

Жерар Юфера, Лувр-Ланс, выставка «Любовь», Ланс, январь 2019. Цифровой отпечаток, собрание МАММ © Gérard Uféras

— Арсенал сравнительно недавно стал филиалом Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, — рассказывает Полина Спорышева, — поэтому нам приятно, что один из рассказов Жерара Юфера был посвящен этому музею. Когда выставка «Один день в музее» должна была открыться в Московском Мультимедиа Арт музее, фотограф приехал в Россию пораньше, чтобы поснимать русских посетителей музеев и отправился в Пушкинский музей. Он сфотографировал там двух девушек, которые приглянулись ему тем, что пришли в музей вдвоем и очень вдумчиво и внимательно рассматривали произведения искусства. Этот кадр удалось включить в экспозицию в МАММ, и буквально через несколько дней эти девушки пришли на выставку, увидели там свое фото и попросили смотрителей сфотографировать их на его фоне. Эту фотографию из Инстаграма Юфера хранит и с удовольствием показывает, его радует, что эти девушки действительно оказались не только подругами, но и завсегдатаями музеев.

Жерар Юфера, Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва, февраль 2019. Цифровой отпечаток, собрание МАММ © Gérard Uféras

Эпоха селфи

Конечно, работая в музеях, Юфера не мог не заметить, как в нашу жизнь ворвались селфи и стали буквально приметой нашего времени. Практически любой, кто сейчас приходит в музей, обязательно сфотографирует себя на фоне произведений искусства, или, на худой конец, только предметы искусства. На одном из своих снимков Юфера «поймал» молодого человека, который фотографируется в Лувре на фоне скульптуры Аполлона, побеждающего змея Пифона.

В руке Аполлона какой-то предмет, который помог Аполлону победить, а в руках молодого человека — телефон. Налицо визуальное сходство: Аполлон будто тоже делает селфи. Фото Юфера можно трактовать как иронию над посетителями и их суетным стремлением запечатлеть себя в музее. А можно задуматься о том, что каждое конкретное произведение искусства воспринимается по-своему в каждое конкретное время.

«Эту идею мы обсуждали с моим коллегой Алексеем Старковым, об этом он будет рассказывать в своем авторском маршруте, который также будет доступен на сайте Арсенала, — рассказывает Полина Спорышева. — Возможно, мы слишком глубоко копаем, но ведь еще тридцать лет назад никому не пришло бы в голову, что Аполлон похож на человека, делающего селфи, потому что самой такой традиции еще не было, и устройств таких, как наши смартфоны, тоже не было. И через тридцать лет устройства связи возможно будут совсем другими, и поднятая рука греческого бога опять ни у кого не вызовет ассоциации с селфи. Получается, что юмор этой фотографии, перекличка между античностью и современностью, которую мы в ней видим, возможно, доступна только в наше время и никогда больше».

Жерар Юфера, Лувр, Париж, март 2017. Цифровой отпечаток, собрание МАММ © Gérard Uféras

На одной из фотографий Жерар Юфера запечатлел маленькую девочку, которая прилегла отдохнуть на пуфике в Центре Помпиду. Кто-то скажет: «Да, походы по музеям – это так утомительно, замучали ребенка…». Но ведь можно посмотреть на это фото и по-другому: дети всегда быстро устают, но разве это повод не водить их в музей? И если при этом, ребёнок чувствует себя в музее достаточно комфортно, чтобы подремать и удобно «уложить спать» свою игрушку, то скорее всего, это хорошее место и хороший музей, где заботятся о посетителях. Там кипит та самая жизнь, за которой так нравится наблюдать Жерару Юфера.

Жерар Юфера, Центр Помпиду, Париж, ноябрь 2017. Цифровой отпечаток, собрание МАММ © Gérard Uféras

Читайте также

Комментарии для сайта Cackle
О проекте
Контакты
Архив
Газета