Как вести себя более продуктивно в конфликтных ситуациях
Университет старшего поколения продолжает тему эмоций и общения: на своих страницах в соцсетях он поделился советами о том, как разрешать межличностные конфликты. Согласно некоторым исследованиям, на то, как к нам относятся окружающие, на 75 % влияем мы сами. Представляете, всего 25 % — личное мнение человека о нас, и 75 % — его реакция на наше поведение? Поэтому, если в нашей жизни много ссор, можно предположить, что отчасти мы сами в этом виноваты. Как бы то ни было, редко или часто, но все мы сталкиваемся с конфликтными ситуациями, поэтому важно уметь их разрешать. Какие рекомендации дают психологи?
Подбирайте слова
Невозможно конструктивно разрешить какую бы то ни было ситуацию, если вы не даёте собеседнику понять, что чувствуете. Важно использовать местоимение «я» и те слова, которые сообщают о ваших переживаниях. При этом постарайтесь не обижать и не смущать тех, с кем разговариваете.
Чтобы правильно сообщить о чувствах, в фразе должна быть информация о вашем состоянии, эмоциях («Мне не нравится…», «Я злюсь…», «Меня расстраивает…») и информация о причине вашего состояния («…из-за того, что ты мне не перезвонил», «…когда ты нарушаешь договорённости»). Старайтесь говорить о причинах максимально конкретно, чтобы собеседнику было проще понять, что вы от него хотите. Пример: используем фразу «Я расстраиваюсь, когда ты нарушаешь договорённости» вместо «Я расстраиваюсь, когда ты так себя ведёшь».
Чтобы не усугублять конфликт избегайте фраз, в которых преобладает обвинительный тон, и на первое место выходит местоимение «ты»: «Ты не идёшь мне навстречу!», «Ты сводишь меня с ума!».
Учитесь понимать
Зачастую для нас самое главное в споре — доказать свою правоту, мы не считаем нужным прислушаться к оппоненту и понять его точку зрения. В таком случае не стоит надеяться и на то, что собеседник услышит и поймёт вас, даже если это близкий человек. Важно научиться сначала понимать самому, а потом уже рассчитывать на то, что поймут вас.
Помните о разном восприятии
Не забывайте о том, что у вас и других людей разное восприятие мира и конкретных ситуаций. Даже если это ваши близкие, они не должны видеть мир так же, как вы. Наше восприятие — это нечто индивидуальное, зависящее от многих факторов. Учитывайте это в том числе во время конфликтов.
Не обижайте
Слова могут ранить — мы прекрасно это знаем, но часто забываем в порыве эмоций. Если ваши близкие говорят вам, что ваши слова их обижают, постарайтесь отнестись к этому серьёзно. Возможно, намерения задеть человека у вас и не было, но слова прозвучали обидно. Следите за тем, что именно вы говорите.
Уважайте собеседника
Помните про уважение к собеседнику. Этот совет особенно важен в ситуациях, когда конфликт накаляется до предела.
Переспросите
Во время спора проговорите вашему оппоненту то, что вы услышали. Скажите: «Я услышал, что ты сказал это и это». Благодаря этой фразе ваш собеседник может понять, как для вас звучат его слова. В напряжённых ситуациях мы часто воспринимаем сказанное негативно. Не торопитесь с выводами — спросите, действительно ли вы правильно поняли слова собеседника.
Возьмите паузу
Иногда в ссорах мы доходим до того, что у нас поднимается давление, сердце рвётся из груди, мысли путаются, мы будто готовы взорваться. В таких ситуациях лучше взять паузу и вернуться к разговору позже, когда вы будете спокойны и в состоянии подумать о том, как выйти из сложившейся ситуации.
Узнайте побольше о предмете спора
Если конфликты происходят часто, подумайте, что может быть их причиной. Ссоры не рождаются на ровном месте. Если вы заметите, что с кем-то постоянно возникают конфликты на одну и ту же тему, попробуйте побольше выяснить о ней. Возможно, после этого, вы сможете взглянуть на ситуацию по-другому.
Тренируйте эмоциональный интеллект
Работайте над своим эмоциональным интеллектом, то есть умением распознавать свои и чужие эмоции и управлять ими. Навыки правильного эмоционального реагирования в ссорах можно тренировать. Почитайте о том, как лучше общаться с близкими, и используйте эту информацию на практике. Чем чаще вы тренируете навык, тем проще его применить в непредвиденных ситуациях. Иначе велик шанс того, что во время конфликта на эмоциях вы снова вернётесь к прежнему, неконструктивному общению.
Источник фото: | www.pexels.com | www.pexels.com |